Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Выбираем профессию

Дата: 8 мая 2015 в 15:43, Обновлено 8 мая 2015 в 15:46

Выбираем профессию

Дата: 8 апреля 2014 в 10:10, обновлено 10 февраля в 12:32

Автор: Лукомский А. П.

 

<article>Дорогие ребята!

 

Одиннадцать школьных лет делают отношения между педагогами и учениками особенными. Нам, педагогам, очень хочется увидеть Вас успешными, конкурентноспособными, активными во взрослой жизни. Конкурентноспособность и успешность человека в жизни во многом определяется правильностью выбора профессии.  Прислушайтесь к нашим рекомендациям и советам и...

СДЕЛАЙТЕ СВОЙ ВЫБОР

       Выбор профессии – это важнейший  вопрос, к решению которого следует подходить ответственно и скурпулёзно. Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия. В-пятых, изучить особенности рынка труда.

Огромное значение имеют знания о содержании труда, свойственного той или иной  профессии. Поиск наиболее удобного класификатора профессий в сети "Интернет"привёл нас на адрес электронного музея профессий, размещённого на сайте ПрофВыбор.ру.  Данный сайт создан для помощи подросткам в формировании интереса к миру профессий и выстраиванию своих профессиональных компетенций и знакомит всех желающих с миром профессий и различными взглядами на профессии.

 

http://www.profvibor.ru/catalog/?sort=date&order=desc&SECTION_ID=159

В социологии профессия - это особого рода деятельность индивидуума (имеющая рыночную стоимость), которой этот индивидуум занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода. Выбор профессии значит очень много в жизни любого человека. Осуществляя этот выбор, человек фактически решает свою дальнейшую судьбу, определяет, каковы его интересы, какого он желает добиться статуса и какие роли готов или не готов принять. В этом эссе я хочу показать, какие факторы влияют на выбор профессии и как этот выбор влияет на нашу жизнь.

       В первую очередь, давайте обратимся к понятию статуса. Социальный статус – это позиция, занимаемая человеком в обществе в соответствии с полом, возрастом, происхождением, профессией, национальностью и так далее. Статус в целом может зависеть от разных факторов: начиная с возраста и заканчивая величиной заработной платы. Но статус бывает приписанным, то есть данным нам от рождения. Он зависит от возраста, пола, расы и так далее. И статус бывает достигаемым, то есть человек, обучаясь, работая, достигает определенного положения в обществе. Пожалуй, можно сказать, что достигаемый статус зависит от способностей человека и его активности в исполнении поставленных им задач, которая, в свою очередь, возникает из желания принадлежать к той или иной референтной группе. И здесь немалую роль начинает играть выбор профессии, как способа достижения определенного статуса.

       Сегодня, пожалуй, очень многие люди при выборе профессии руководствуются, в первую очередь, тем, насколько престижной и прибыльной она будет. Хотя, конечно, взгляды при этом могут сильно различаться. Например, человек может считать, что очень престижно быть учителем в школе, но мы знаем, что эту профессию, к сожалению, трудно назвать прибыльной. Впрочем, есть немало тех, кто уверен, что престижна та профессия, которая прибыльна. По моему мнению, профессия ученого в любой сфере должна быть престижной, хотя, разумеется, быть директором крупного предприятия тоже очень престижно. С другой стороны, занятие определенного социального статуса предполагает выполнение определенных социальных ролей. Социальная роль – это функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего определенный социальный статус. Существует также понятие множественности ролей – оно связано с тем, что каждый человек в своей жизни исполняет довольно много различных ролей. К примеру, тот же директор предприятия является не только начальником своих подчиненных, но и, скажем, мужем и отцом вне работы, человеком с определенным достатком, входящим в общественные организации, и так далее. Как руководитель фирмы, он несет ответственность за то, что происходит на предприятии, а также за своих подчиненных; он должен выполнять какие-то обязанности, связанные непосредственно с ведением дел. Возвращаясь после работы домой, он становится членом своей семьи и должен уделить внимание жене и детям, возможно, сделать какую-то работу по дому. Подобные совмещения могут привести к ролевому стрессу – ситуации, когда ролевые обязанности превосходят возможности человека.

       И мне кажется, что это тоже необходимо учитывать, когда думаешь о том, чему хочешь посвятить свою жизнь. Профессия сама по себе является социальной ролью, которая определяется общим разделением труда в обществе. Но с другой стороны, любая профессия, в конце концов, приводит человека к какому-то статусу, который требует выполнения определенных ролей – совсем избежать этих обязанностей невозможно. Но стоит избегать выбора пути, который, в конечном счете, приведет к ролевому стрессу, и это человек сделать может.

        Далеко не самое последнее место в выборе профессии занимают интересы человека. Если выбрать престижную и прибыльную профессию, сфера которой, впрочем, совсем не интересна человеку, исполнение обязанностей вскоре превратится почти в пытку, а сам человек не будет работать эффективно, с трудом будет справляться с исполнением ожидаемых от него ролей и вряд ли достигнет желаемого статуса.

       Кроме того, на выбор человеком профессии оказывает влияние его вторичная социализация. Человек ориентируется на некоторые референтные группы. На него влияют школа, а затем институт, раскрывая возможности выбора и потенциальные преимущества и недостатки той или иной профессии. Сверстники и члены других значимых групп, в которые может входить человек, выражают свои мнения о разных специальностях, и эти мнения весьма важны для человека. Средства массовой информации также воздействуют на человека, представляя какие-то профессии более престижными, а какие-то – менее.

       В том, что касается выбора профессии, очень интересно исследование М.Розенберга, приведенное И.Коном в книге «Социологическая психология». Розенберг провел опрос среди студентов и по результатам этого опроса разделил опрошенных на три типа. Первый тип – «податливые» - те, кто считает наиболее важными «возможность работать с людьми» и «возможность быть полезным». Второй тип – «агрессивные» - выдвигают на первый план возможность заработать много денег и социальный престиж. И третий тип – «отрешенные» - те, кто хочет быть «свободным от надзора», иметь оригинальный и творческий труд. При таком делении для «податливых» характерны преимущественно профессии, связанные с общественной деятельностью, работой с кадрами, преподаванием. Для «агрессивных» - торговля, реклама, юриспруденция, бизнес, а «отрешенные» предпочтут естественные науки, искусство. Впрочем, как отмечает сам Кон, эта типология довольно условна. Я, например, затрудняюсь отнести себя к какому-то одному типу. Однако исследование Розенберга показывает, что выбор профессии, когда человек имеет возможность выбора, зависит от ценностной ориентации человека.

       Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, приведу в пример себя саму. Если не брать тот возраст, когда мои представления о работе и различных профессиях были очень расплывчатыми, а потому выбор специальности выглядел весьма комичным, то очень долгое время я твердо намерена была стать бухгалтером. Объяснить это просто: я смотрел на маму, которая занимается бухгалтерией, и брал пример с нее. Тогда я плохо понимал, что означают слова «престиж», «прибыльность» и «мера ответственности». Для меня наибольшее значение имела моя семья, и я в первую очередь ориентировался на суждения моих родителей и то, чему они посвятили жизнь.

       По всем этим причинам, в том, что касается выделения Розенбергом трех типов людей, как я уже говорила, я затрудняюсь сказать, к какому типу я отнес бы себя. Пожалуй, во мне сочетаются «отрешенный» и «агрессивный» типы и изредка примешивается «податливый».

       А теперь давайте взглянем на то, как выбор профессии может повлиять на нашу жизнь. Как уже говорилось, профессия человека оказывает огромное влияние на его положение в социальной структуре общества. Профессии могут не только воздействовать на доход и престиж, но и ограничивать человека и даже его детей. Мы понимаем, что, имея низкий доход, человек, возможно, не сумеет дать своему ребенку то воспитание и образование, какое хотел бы дать, что, в свою очередь, приведет к ограничению выбора ребенка.

       Приобретение профессии, по словам О.Шкаратана, «является одним из основных элементов социализации личности». И я едва ли могу не согласиться с ним. Я уже говорил о социальной роли человека. Специальные исследования показали, что выполнение той или иной роли может влиять на личностные качества человека. Пожалуй, особенно заметным является влияние на человека его профессиональной роли. И.Кон приводит в пример учителя: его поучающая манера поведения, выработанная в школе, часто видна и в сфере его личных отношений. Таким образом, можно утверждать, что выбор профессии во многом определяет стиль жизни человека.

       Работа, следующая за определенным образованием, отчасти может стать фактором социальной мобильности (я имею в виду вертикальную социальную мобильность, подразумевающую под собой движение вверх или вниз по социоэкономической шкале), и здесь, мне кажется, также имеет значение выбор профессии. Конечно, не зря и Э.Гидденс, и О.Шкаратан говорили о том, что перейти из одного слоя в другой довольно сложно даже в так называемом открытом обществе, «обществе равных возможностей». Впрочем, я считаю, что далеко не все зависит только от различных объективных факторов (например, уровня экономического развития страны) – целеустремленный человек, пожалуй, выберет более перспективную профессию и будет более готов к достижению новых высот.

       Подводя итог, я хочу сказать, что, хотя на выбор человеком профессии и оказывает влияние окружающий мир, решение все же принимает сам человек, ориентируясь на свои ценности и интересы. Впрочем, этот выбор имеет огромное значение в жизни человека, а потому, прежде чем принимать решение, нужно не спешить и обдумать его внимательно, чтобы не вспоминать потом об этом решении как о самой страшной ошибке.

В социологии профессия - это особого рода деятельность индивидуума (имеющая рыночную стоимость), которой этот индивидуум занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода. Выбор профессии значит очень много в жизни любого человека. Осуществляя этот выбор, человек фактически решает свою дальнейшую судьбу, определяет, каковы его интересы, какого он желает добиться статуса и какие роли готов или не готов принять. В этом эссе я хочу показать, какие факторы влияют на выбор профессии и как этот выбор влияет на нашу жизнь.

       В первую очередь, давайте обратимся к понятию статуса. Социальный статус – это позиция, занимаемая человеком в обществе в соответствии с полом, возрастом, происхождением, профессией, национальностью и так далее. Статус в целом может зависеть от разных факторов: начиная с возраста и заканчивая величиной заработной платы. Но статус бывает приписанным, то есть данным нам от рождения. Он зависит от возраста, пола, расы и так далее. И статус бывает достигаемым, то есть человек, обучаясь, работая, достигает определенного положения в обществе. Пожалуй, можно сказать, что достигаемый статус зависит от способностей человека и его активности в исполнении поставленных им задач, которая, в свою очередь, возникает из желания принадлежать к той или иной референтной группе. И здесь немалую роль начинает играть выбор профессии, как способа достижения определенного статуса.

       Сегодня, пожалуй, очень многие люди при выборе профессии руководствуются, в первую очередь, тем, насколько престижной и прибыльной она будет. Хотя, конечно, взгляды при этом могут сильно различаться. Например, человек может считать, что очень престижно быть учителем в школе, но мы знаем, что эту профессию, к сожалению, трудно назвать прибыльной. Впрочем, есть немало тех, кто уверен, что престижна та профессия, которая прибыльна. По моему мнению, профессия ученого в любой сфере должна быть престижной, хотя, разумеется, быть директором крупного предприятия тоже очень престижно. С другой стороны, занятие определенного социального статуса предполагает выполнение определенных социальных ролей. Социальная роль – это функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего определенный социальный статус. Существует также понятие множественности ролей – оно связано с тем, что каждый человек в своей жизни исполняет довольно много различных ролей. К примеру, тот же директор предприятия является не только начальником своих подчиненных, но и, скажем, мужем и отцом вне работы, человеком с определенным достатком, входящим в общественные организации, и так далее. Как руководитель фирмы, он несет ответственность за то, что происходит на предприятии, а также за своих подчиненных; он должен выполнять какие-то обязанности, связанные непосредственно с ведением дел. Возвращаясь после работы домой, он становится членом своей семьи и должен уделить внимание жене и детям, возможно, сделать какую-то работу по дому. Подобные совмещения могут привести к ролевому стрессу – ситуации, когда ролевые обязанности превосходят возможности человека.

       И мне кажется, что это тоже необходимо учитывать, когда думаешь о том, чему хочешь посвятить свою жизнь. Профессия сама по себе является социальной ролью, которая определяется общим разделением труда в обществе. Но с другой стороны, любая профессия, в конце концов, приводит человека к какому-то статусу, который требует выполнения определенных ролей – совсем избежать этих обязанностей невозможно. Но стоит избегать выбора пути, который, в конечном счете, приведет к ролевому стрессу, и это человек сделать может.

        Далеко не самое последнее место в выборе профессии занимают интересы человека. Если выбрать престижную и прибыльную профессию, сфера которой, впрочем, совсем не интересна человеку, исполнение обязанностей вскоре превратится почти в пытку, а сам человек не будет работать эффективно, с трудом будет справляться с исполнением ожидаемых от него ролей и вряд ли достигнет желаемого статуса.

       Кроме того, на выбор человеком профессии оказывает влияние его вторичная социализация. Человек ориентируется на некоторые референтные группы. На него влияют школа, а затем институт, раскрывая возможности выбора и потенциальные преимущества и недостатки той или иной профессии. Сверстники и члены других значимых групп, в которые может входить человек, выражают свои мнения о разных специальностях, и эти мнения весьма важны для человека. Средства массовой информации также воздействуют на человека, представляя какие-то профессии более престижными, а какие-то – менее.

       В том, что касается выбора профессии, очень интересно исследование М.Розенберга, приведенное И.Коном в книге «Социологическая психология». Розенберг провел опрос среди студентов и по результатам этого опроса разделил опрошенных на три типа. Первый тип – «податливые» - те, кто считает наиболее важными «возможность работать с людьми» и «возможность быть полезным». Второй тип – «агрессивные» - выдвигают на первый план возможность заработать много денег и социальный престиж. И третий тип – «отрешенные» - те, кто хочет быть «свободным от надзора», иметь оригинальный и творческий труд. При таком делении для «податливых» характерны преимущественно профессии, связанные с общественной деятельностью, работой с кадрами, преподаванием. Для «агрессивных» - торговля, реклама, юриспруденция, бизнес, а «отрешенные» предпочтут естественные науки, искусство. Впрочем, как отмечает сам Кон, эта типология довольно условна. Я, например, затрудняюсь отнести себя к какому-то одному типу. Однако исследование Розенберга показывает, что выбор профессии, когда человек имеет возможность выбора, зависит от ценностной ориентации человека.

       Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, приведу в пример себя саму. Если не брать тот возраст, когда мои представления о работе и различных профессиях были очень расплывчатыми, а потому выбор специальности выглядел весьма комичным, то очень долгое время я твердо намерена была стать бухгалтером. Объяснить это просто: я смотрел на маму, которая занимается бухгалтерией, и брал пример с нее. Тогда я плохо понимал, что означают слова «престиж», «прибыльность» и «мера ответственности». Для меня наибольшее значение имела моя семья, и я в первую очередь ориентировался на суждения моих родителей и то, чему они посвятили жизнь.

       По всем этим причинам, в том, что касается выделения Розенбергом трех типов людей, как я уже говорила, я затрудняюсь сказать, к какому типу я отнес бы себя. Пожалуй, во мне сочетаются «отрешенный» и «агрессивный» типы и изредка примешивается «податливый».

       А теперь давайте взглянем на то, как выбор профессии может повлиять на нашу жизнь. Как уже говорилось, профессия человека оказывает огромное влияние на его положение в социальной структуре общества. Профессии могут не только воздействовать на доход и престиж, но и ограничивать человека и даже его детей. Мы понимаем, что, имея низкий доход, человек, возможно, не сумеет дать своему ребенку то воспитание и образование, какое хотел бы дать, что, в свою очередь, приведет к ограничению выбора ребенка.

       Приобретение профессии, по словам О.Шкаратана, «является одним из основных элементов социализации личности». И я едва ли могу не согласиться с ним. Я уже говорил о социальной роли человека. Специальные исследования показали, что выполнение той или иной роли может влиять на личностные качества человека. Пожалуй, особенно заметным является влияние на человека его профессиональной роли. И.Кон приводит в пример учителя: его поучающая манера поведения, выработанная в школе, часто видна и в сфере его личных отношений. Таким образом, можно утверждать, что выбор профессии во многом определяет стиль жизни человека.

       Работа, следующая за определенным образованием, отчасти может стать фактором социальной мобильности (я имею в виду вертикальную социальную мобильность, подразумевающую под собой движение вверх или вниз по социоэкономической шкале), и здесь, мне кажется, также имеет значение выбор профессии. Конечно, не зря и Э.Гидденс, и О.Шкаратан говорили о том, что перейти из одного слоя в другой довольно сложно даже в так называемом открытом обществе, «обществе равных возможностей». Впрочем, я считаю, что далеко не все зависит только от различных объективных факторов (например, уровня экономического развития страны) – целеустремленный человек, пожалуй, выберет более перспективную профессию и будет более готов к достижению новых высот.

       Подводя итог, я хочу сказать, что, хотя на выбор человеком профессии и оказывает влияние окружающий мир, решение все же принимает сам человек, ориентируясь на свои ценности и интересы. Впрочем, этот выбор имеет огромное значение в жизни человека, а потому, прежде чем принимать решение, нужно не спешить и обдумать его внимательно, чтобы не вспоминать потом об этом решении как о самой страшной ошибке.

В социологии профессия - это особого рода деятельность индивидуума (имеющая рыночную стоимость), которой этот индивидуум занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода. Выбор профессии значит очень много в жизни любого человека. Осуществляя этот выбор, человек фактически решает свою дальнейшую судьбу, определяет, каковы его интересы, какого он желает добиться статуса и какие роли готов или не готов принять. В этом эссе я хочу показать, какие факторы влияют на выбор профессии и как этот выбор влияет на нашу жизнь.

       В первую очередь, давайте обратимся к понятию статуса. Социальный статус – это позиция, занимаемая человеком в обществе в соответствии с полом, возрастом, происхождением, профессией, национальностью и так далее. Статус в целом может зависеть от разных факторов: начиная с возраста и заканчивая величиной заработной платы. Но статус бывает приписанным, то есть данным нам от рождения. Он зависит от возраста, пола, расы и так далее. И статус бывает достигаемым, то есть человек, обучаясь, работая, достигает определенного положения в обществе. Пожалуй, можно сказать, что достигаемый статус зависит от способностей человека и его активности в исполнении поставленных им задач, которая, в свою очередь, возникает из желания принадлежать к той или иной референтной группе. И здесь немалую роль начинает играть выбор профессии, как способа достижения определенного статуса.

       Сегодня, пожалуй, очень многие люди при выборе профессии руководствуются, в первую очередь, тем, насколько престижной и прибыльной она будет. Хотя, конечно, взгляды при этом могут сильно различаться. Например, человек может считать, что очень престижно быть учителем в школе, но мы знаем, что эту профессию, к сожалению, трудно назвать прибыльной. Впрочем, есть немало тех, кто уверен, что престижна та профессия, которая прибыльна. По моему мнению, профессия ученого в любой сфере должна быть престижной, хотя, разумеется, быть директором крупного предприятия тоже очень престижно. С другой стороны, занятие определенного социального статуса предполагает выполнение определенных социальных ролей. Социальная роль – это функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего определенный социальный статус. Существует также понятие множественности ролей – оно связано с тем, что каждый человек в своей жизни исполняет довольно много различных ролей. К примеру, тот же директор предприятия является не только начальником своих подчиненных, но и, скажем, мужем и отцом вне работы, человеком с определенным достатком, входящим в общественные организации, и так далее. Как руководитель фирмы, он несет ответственность за то, что происходит на предприятии, а также за своих подчиненных; он должен выполнять какие-то обязанности, связанные непосредственно с ведением дел. Возвращаясь после работы домой, он становится членом своей семьи и должен уделить внимание жене и детям, возможно, сделать какую-то работу по дому. Подобные совмещения могут привести к ролевому стрессу – ситуации, когда ролевые обязанности превосходят возможности человека.

       И мне кажется, что это тоже необходимо учитывать, когда думаешь о том, чему хочешь посвятить свою жизнь. Профессия сама по себе является социальной ролью, которая определяется общим разделением труда в обществе. Но с другой стороны, любая профессия, в конце концов, приводит человека к какому-то статусу, который требует выполнения определенных ролей – совсем избежать этих обязанностей невозможно. Но стоит избегать выбора пути, который, в конечном счете, приведет к ролевому стрессу, и это человек сделать может.

        Далеко не самое последнее место в выборе профессии занимают интересы человека. Если выбрать престижную и прибыльную профессию, сфера которой, впрочем, совсем не интересна человеку, исполнение обязанностей вскоре превратится почти в пытку, а сам человек не будет работать эффективно, с трудом будет справляться с исполнением ожидаемых от него ролей и вряд ли достигнет желаемого статуса.

       Кроме того, на выбор человеком профессии оказывает влияние его вторичная социализация. Человек ориентируется на некоторые референтные группы. На него влияют школа, а затем институт, раскрывая возможности выбора и потенциальные преимущества и недостатки той или иной профессии. Сверстники и члены других значимых групп, в которые может входить человек, выражают свои мнения о разных специальностях, и эти мнения весьма важны для человека. Средства массовой информации также воздействуют на человека, представляя какие-то профессии более престижными, а какие-то – менее.

       В том, что касается выбора профессии, очень интересно исследование М.Розенберга, приведенное И.Коном в книге «Социологическая психология». Розенберг провел опрос среди студентов и по результатам этого опроса разделил опрошенных на три типа. Первый тип – «податливые» - те, кто считает наиболее важными «возможность работать с людьми» и «возможность быть полезным». Второй тип – «агрессивные» - выдвигают на первый план возможность заработать много денег и социальный престиж. И третий тип – «отрешенные» - те, кто хочет быть «свободным от надзора», иметь оригинальный и творческий труд. При таком делении для «податливых» характерны преимущественно профессии, связанные с общественной деятельностью, работой с кадрами, преподаванием. Для «агрессивных» - торговля, реклама, юриспруденция, бизнес, а «отрешенные» предпочтут естественные науки, искусство. Впрочем, как отмечает сам Кон, эта типология довольно условна. Я, например, затрудняюсь отнести себя к какому-то одному типу. Однако исследование Розенберга показывает, что выбор профессии, когда человек имеет возможность выбора, зависит от ценностной ориентации человека.

       Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, приведу в пример себя саму. Если не брать тот возраст, когда мои представления о работе и различных профессиях были очень расплывчатыми, а потому выбор специальности выглядел весьма комичным, то очень долгое время я твердо намерена была стать бухгалтером. Объяснить это просто: я смотрел на маму, которая занимается бухгалтерией, и брал пример с нее. Тогда я плохо понимал, что означают слова «престиж», «прибыльность» и «мера ответственности». Для меня наибольшее значение имела моя семья, и я в первую очередь ориентировался на суждения моих родителей и то, чему они посвятили жизнь.

       По всем этим причинам, в том, что касается выделения Розенбергом трех типов людей, как я уже говорила, я затрудняюсь сказать, к какому типу я отнес бы себя. Пожалуй, во мне сочетаются «отрешенный» и «агрессивный» типы и изредка примешивается «податливый».

       А теперь давайте взглянем на то, как выбор профессии может повлиять на нашу жизнь. Как уже говорилось, профессия человека оказывает огромное влияние на его положение в социальной структуре общества. Профессии могут не только воздействовать на доход и престиж, но и ограничивать человека и даже его детей. Мы понимаем, что, имея низкий доход, человек, возможно, не сумеет дать своему ребенку то воспитание и образование, какое хотел бы дать, что, в свою очередь, приведет к ограничению выбора ребенка.

       Приобретение профессии, по словам О.Шкаратана, «является одним из основных элементов социализации личности». И я едва ли могу не согласиться с ним. Я уже говорил о социальной роли человека. Специальные исследования показали, что выполнение той или иной роли может влиять на личностные качества человека. Пожалуй, особенно заметным является влияние на человека его профессиональной роли. И.Кон приводит в пример учителя: его поучающая манера поведения, выработанная в школе, часто видна и в сфере его личных отношений. Таким образом, можно утверждать, что выбор профессии во многом определяет стиль жизни человека.

       Работа, следующая за определенным образованием, отчасти может стать фактором социальной мобильности (я имею в виду вертикальную социальную мобильность, подразумевающую под собой движение вверх или вниз по социоэкономической шкале), и здесь, мне кажется, также имеет значение выбор профессии. Конечно, не зря и Э.Гидденс, и О.Шкаратан говорили о том, что перейти из одного слоя в другой довольно сложно даже в так называемом открытом обществе, «обществе равных возможностей». Впрочем, я считаю, что далеко не все зависит только от различных объективных факторов (например, уровня экономического развития страны) – целеустремленный человек, пожалуй, выберет более перспективную профессию и будет более готов к достижению новых высот.

       Подводя итог, я хочу сказать, что, хотя на выбор человеком профессии и оказывает влияние окружающий мир, решение все же принимает сам человек, ориентируясь на свои ценности и интересы. Впрочем, этот выбор имеет огромное значение в жизни человека, а потому, прежде чем принимать решение, нужно не спешить и обдумать его внимательно, чтобы не вспоминать потом об этом решении как о самой страшной ошибке.

В социологии профессия - это особого рода деятельность индивидуума (имеющая рыночную стоимость), которой этот индивидуум занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода. Выбор профессии значит очень много в жизни любого человека. Осуществляя этот выбор, человек фактически решает свою дальнейшую судьбу, определяет, каковы его интересы, какого он желает добиться статуса и какие роли готов или не готов принять. В этом эссе я хочу показать, какие факторы влияют на выбор профессии и как этот выбор влияет на нашу жизнь.

       В первую очередь, давайте обратимся к понятию статуса. Социальный статус – это позиция, занимаемая человеком в обществе в соответствии с полом, возрастом, происхождением, профессией, национальностью и так далее. Статус в целом может зависеть от разных факторов: начиная с возраста и заканчивая величиной заработной платы. Но статус бывает приписанным, то есть данным нам от рождения. Он зависит от возраста, пола, расы и так далее. И статус бывает достигаемым, то есть человек, обучаясь, работая, достигает определенного положения в обществе. Пожалуй, можно сказать, что достигаемый статус зависит от способностей человека и его активности в исполнении поставленных им задач, которая, в свою очередь, возникает из желания принадлежать к той или иной референтной группе. И здесь немалую роль начинает играть выбор профессии, как способа достижения определенного статуса.

       Сегодня, пожалуй, очень многие люди при выборе профессии руководствуются, в первую очередь, тем, насколько престижной и прибыльной она будет. Хотя, конечно, взгляды при этом могут сильно различаться. Например, человек может считать, что очень престижно быть учителем в школе, но мы знаем, что эту профессию, к сожалению, трудно назвать прибыльной. Впрочем, есть немало тех, кто уверен, что престижна та профессия, которая прибыльна. По моему мнению, профессия ученого в любой сфере должна быть престижной, хотя, разумеется, быть директором крупного предприятия тоже очень престижно. С другой стороны, занятие определенного социального статуса предполагает выполнение определенных социальных ролей. Социальная роль – это функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего определенный социальный статус. Существует также понятие множественности ролей – оно связано с тем, что каждый человек в своей жизни исполняет довольно много различных ролей. К примеру, тот же директор предприятия является не только начальником своих подчиненных, но и, скажем, мужем и отцом вне работы, человеком с определенным достатком, входящим в общественные организации, и так далее. Как руководитель фирмы, он несет ответственность за то, что происходит на предприятии, а также за своих подчиненных; он должен выполнять какие-то обязанности, связанные непосредственно с ведением дел. Возвращаясь после работы домой, он становится членом своей семьи и должен уделить внимание жене и детям, возможно, сделать какую-то работу по дому. Подобные совмещения могут привести к ролевому стрессу – ситуации, когда ролевые обязанности превосходят возможности человека.

       И мне кажется, что это тоже необходимо учитывать, когда думаешь о том, чему хочешь посвятить свою жизнь. Профессия сама по себе является социальной ролью, которая определяется общим разделением труда в обществе. Но с другой стороны, любая профессия, в конце концов, приводит человека к какому-то статусу, который требует выполнения определенных ролей – совсем избежать этих обязанностей невозможно. Но стоит избегать выбора пути, который, в конечном счете, приведет к ролевому стрессу, и это человек сделать может.

        Далеко не самое последнее место в выборе профессии занимают интересы человека. Если выбрать престижную и прибыльную профессию, сфера которой, впрочем, совсем не интересна человеку, исполнение обязанностей вскоре превратится почти в пытку, а сам человек не будет работать эффективно, с трудом будет справляться с исполнением ожидаемых от него ролей и вряд ли достигнет желаемого статуса.

       Кроме того, на выбор человеком профессии оказывает влияние его вторичная социализация. Человек ориентируется на некоторые референтные группы. На него влияют школа, а затем институт, раскрывая возможности выбора и потенциальные преимущества и недостатки той или иной профессии. Сверстники и члены других значимых групп, в которые может входить человек, выражают свои мнения о разных специальностях, и эти мнения весьма важны для человека. Средства массовой информации также воздействуют на человека, представляя какие-то профессии более престижными, а какие-то – менее.

       В том, что касается выбора профессии, очень интересно исследование М.Розенберга, приведенное И.Коном в книге «Социологическая психология». Розенберг провел опрос среди студентов и по результатам этого опроса разделил опрошенных на три типа. Первый тип – «податливые» - те, кто считает наиболее важными «возможность работать с людьми» и «возможность быть полезным». Второй тип – «агрессивные» - выдвигают на первый план возможность заработать много денег и социальный престиж. И третий тип – «отрешенные» - те, кто хочет быть «свободным от надзора», иметь оригинальный и творческий труд. При таком делении для «податливых» характерны преимущественно профессии, связанные с общественной деятельностью, работой с кадрами, преподаванием. Для «агрессивных» - торговля, реклама, юриспруденция, бизнес, а «отрешенные» предпочтут естественные науки, искусство. Впрочем, как отмечает сам Кон, эта типология довольно условна. Я, например, затрудняюсь отнести себя к какому-то одному типу. Однако исследование Розенберга показывает, что выбор профессии, когда человек имеет возможность выбора, зависит от ценностной ориентации человека.

       Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, приведу в пример себя саму. Если не брать тот возраст, когда мои представления о работе и различных профессиях были очень расплывчатыми, а потому выбор специальности выглядел весьма комичным, то очень долгое время я твердо намерена была стать бухгалтером. Объяснить это просто: я смотрел на маму, которая занимается бухгалтерией, и брал пример с нее. Тогда я плохо понимал, что означают слова «престиж», «прибыльность» и «мера ответственности». Для меня наибольшее значение имела моя семья, и я в первую очередь ориентировался на суждения моих родителей и то, чему они посвятили жизнь.

       По всем этим причинам, в том, что касается выделения Розенбергом трех типов людей, как я уже говорила, я затрудняюсь сказать, к какому типу я отнес бы себя. Пожалуй, во мне сочетаются «отрешенный» и «агрессивный» типы и изредка примешивается «податливый».

       А теперь давайте взглянем на то, как выбор профессии может повлиять на нашу жизнь. Как уже говорилось, профессия человека оказывает огромное влияние на его положение в социальной структуре общества. Профессии могут не только воздействовать на доход и престиж, но и ограничивать человека и даже его детей. Мы понимаем, что, имея низкий доход, человек, возможно, не сумеет дать своему ребенку то воспитание и образование, какое хотел бы дать, что, в свою очередь, приведет к ограничению выбора ребенка.

       Приобретение профессии, по словам О.Шкаратана, «является одним из основных элементов социализации личности». И я едва ли могу не согласиться с ним. Я уже говорил о социальной роли человека. Специальные исследования показали, что выполнение той или иной роли может влиять на личностные качества человека. Пожалуй, особенно заметным является влияние на человека его профессиональной роли. И.Кон приводит в пример учителя: его поучающая манера поведения, выработанная в школе, часто видна и в сфере его личных отношений. Таким образом, можно утверждать, что выбор профессии во многом определяет стиль жизни человека.

       Работа, следующая за определенным образованием, отчасти может стать фактором социальной мобильности (я имею в виду вертикальную социальную мобильность, подразумевающую под собой движение вверх или вниз по социоэкономической шкале), и здесь, мне кажется, также имеет значение выбор профессии. Конечно, не зря и Э.Гидденс, и О.Шкаратан говорили о том, что перейти из одного слоя в другой довольно сложно даже в так называемом открытом обществе, «обществе равных возможностей». Впрочем, я считаю, что далеко не все зависит только от различных объективных факторов (например, уровня экономического развития страны) – целеустремленный человек, пожалуй, выберет более перспективную профессию и будет более готов к достижению новых высот.

       Подводя итог, я хочу сказать, что, хотя на выбор человеком профессии и оказывает влияние окружающий мир, решение все же принимает сам человек, ориентируясь на свои ценности и интересы. Впрочем, этот выбор имеет огромное значение в жизни человека, а потому, прежде чем принимать решение, нужно не спешить и обдумать его внимательно, чтобы не вспоминать потом об этом решении как о самой страшной ошибке.

</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.