ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ КАБИНЕТА К УЧЕБНОМУ ГОДУ
1. Подготовить паспорт учебного кабинета.
2. Проверить соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Укомплектовать кабинет оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения.
4. Подготовить комплекс материалов для диагностики качества обучения (по профилю кабинета).
5. Обеспечить кабинет учебниками, дидактическим и раздаточным материалом.
6. Разработать стендовый материал, который носит информационно-обучающий характер:
- рекомендации по выполнению домашних работ;
- рекомендации по подготовке к различным формам познавательной деятельности: написание сочинения, памятка по решению задач, подготовка к пересказу и др.;
- рекомендации по подготовке к экзаменам;
- рекомендации по подготовке к централизованному тестированию и др.;
7. Продумать концепцию каждого стенда, оформить все разделы в едином стиле (единство размера шрифта заголовков, шрифта основного текста, размера фотографий и рисунков). Если информация на стенде обновляется, сменный материал должен собираться в отдельную папку.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Триединая задача урока
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познава¬тельный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, вос¬приятие.
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, уме¬ний и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоз¬зрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Основные компоненты современного урока:
1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися (как на весь урок, так и на отдельные его этапы).
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала (как в данной теме, так и во всем курсе).
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5.Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятель¬ности ученика на уроке для стимулирования его активности и раз¬вития познавательного интереса.
8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятель¬ности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятель¬ности по организации урока.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение того главного материала, который ученик дол¬жен понять и запомнить на уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и опти¬мальных методов и приемов обучения.
7. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (картин, таблиц, карточек, схем и т. п.).
9. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
10. Определение оптимального объема и форм самостоятель¬ной работы учащихся на уроке.
11. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
12. Продумывание форм подведения итогов урока.
Примерное содержание разделов поурочного плана
1. Тема урока:
• практическая цель и задачи урока;
• тип, структура урока;
• общие методы, приемы работы учеников;
• средства наглядности, источники информации, ТСО.
2. Повторение опорных знаний:
• определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
• самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);
• способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
• формы контроля работы класса, отдельных учащихся.
3. Усвоение новых знаний:
• новые понятия и способы их усвоения;
• определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);
• самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое на¬значение);
• варианты закрепления изученного материала.
4.Формирование умений и навыков:
• конкретные умения и навыки для отработки;
• виды устных и письменных самостоятельных работ и упраж¬нений;
• способы «обратной» связи с учащимися;
• фамилии учащихся, которые будут опрошены.
5.Домашнее задание:
• что повторить и приготовить к уроку;
• творческая самостоятельная работа;
• объем и время выполнения домашнего задания.
Способствуют успеху урока:
• хорошее знание материала;
• продуманный план урока;
• правильный выбор методов обучения;
• разнообразие методов обучения;
• занимательность изложения;
• ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к изла¬гаемому материалу; богатство интонаций, выразительная ми¬мика, образная жестикуляция;
• выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:
• неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
• безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
• неумение учащихся работать предложенными методами обу¬чения;
• однообразие методов обучения;
• монотонность и сухость при изложении нового материала;
• отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанны¬ми с темой и задачами урока, вопросами.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ КТП
Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.
Задачами составления календарно-тематического планирования являются:
- определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
- определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
- формирование рациональной системы работы по вооружению обучающихся системой знаний, умений и навыков по предмету.
При разработке календарно-тематического плана учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:
- прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;
- разработку программы необходимых мер, последовательности действий;
- выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;
- точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;
- определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.
Структура календарно-тематического планирования учителя предметника:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- собственно тематическое планирование учебного предмета.
Примерные требования к оформлению собственно тематического планирования учителя-предметника
Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме. Календарно-тематическое планирование, как правило, оформляется в табличном виде и имеет следующее содержание:
- общее название темы;
- количество часов, отведенных на изучение данной темы;
- название темы каждого урока;
- дата проведения;
- контроль по завершении изучения данной темы;
- названия практических, лабораторных, творческих работ.
Также в календарно-тематическом планировании могут содержаться пометки (в графе «Примечание»), сделанные учителем в процессе работы, например:
- используемая дополнительная литература;
- содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих обучающихся;
- запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
- используемые на уроке нетрадиционные формы работы;
- необходимое оборудование;
- планируемый тип ведущей деятельности учеников на уроке;
- планируемые учителем формы контроля.
Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся обучение.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Факультативные занятия – это, в первую очередь, занятия, организуемые для удовлетворения запросов и интересов учащихся. Они предназначены для расширения кругозора, формирования личностных качеств, развития творческого потенциала школьника.
При организации факультативного занятия учитель должен знать:
- содержание основополагающих документов, регламентиру¬ющих факультативное обучение;
- подходы в организации работы с одаренными учащимися и уча-щимися с высокой мотивацией к определенным видам деятельности;
- вопросы психолого-педагогической поддержки и развития мо¬тивации учащихся;
- методику разработки и реализации индивидуального образо-вательного маршрута ученика;
- методику организации поисково-исследовательской деятель¬ности учащихся;
- содержание преподаваемого предмета на повышенном и углубленном уровнях;
- критерии оценки эффективности факультативного обучения;
- вопросы контрольно-оценочной деятельности при безотметоч¬ном обучении и др.;
уметь:
- разрабатывать, при необходимости, учебные программы фа-культативных курсов;
- проектировать факультативные занятия, направленные на максимальную индивидуализацию, развитие творческого потенциала
деятельности учащихся, формирование навыков исследовательской
деятельности;
- разрабатывать необходимые дидактические средства для проведения факультативных занятий;
- осуществлять оценку результатов деятельности учащихся на безотметочном факультативном обучении;
- использовать в образовательном процессе различные терминологии, в том числе компьютерные, методики, средства;
- реализовывать принципы дифференциации и индивидуализации;
- осуществлять мониторинг личностного развития ученика, определять причины возникающих трудностей, находить оптимальные пути выхода из них;
- осуществлять самооценку результатов проводимой работы;
- содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТА УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
I. Документация:
1. Выписка из протокола заседания методического совета «О готовности учебного кабинета к обеспечению условий реализации образовательной программы»
2. Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете
3. Выписка из приказа «О назначении заведующего кабинетом»
4. Должностные обязанности заведующего кабинетом
5. Правила пользования учебным кабинетом
6. Правила по технике безопасности в кабинете
7. Организация работы учебного кабинета
8. Требования к кабинету (по профилю)
9. Обязанности обучающихся по соблюдению инструкции по охране труда, правил и мер безопасности в учреждении образования
10. Обязанности руководителя эвакуации обучающихся учебного класса на случай пожара
11. Санитарные правила содержания и организации учебно-воспитательного процесса
12. Схема размещения мебели в кабинете
13. Опись имущества кабинета
14. Инвентаризационная ведомость кабинета
15. План развития кабинета на 2012/2013 учебный год
16. Перспективный план развития кабинета
II. Совет актива кабинета
III. Список талантливых детей по предмету
IV. График занятости кабинета
1.Расписание уроков, факультативных и стимулирующих занятий, проводимых в кабинете.
2. Внеклассная работа
3. Подготовка к экзаменам
V. Измерители выполнения образовательного стандарта
VI. Учебно-методическая и справочная литература по предмету
VII. Художественная литература
VIII. Дидактический материал
IX. Методические разработки
X. Справочники
XI. Иллюстративный материал
1.Портреты
2. Схемы
3. Альбомы
XII. Периодическая литература
XIII. Учебные программы
XIV. Участие в районных олимпиадах
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Цели занятия:
- соответствие программе факультатива;
- преемственность с целями урока;
- определение учащимися ожидаемого образовательного результата.
2. Содержание занятия:
- отбор содержания занятия в соответствии с его целями;
- содержательная преемственность с учебным предметом;
- соответствие программе курса;
- доступность и посильность изучаемого материала;
- оптимальность объема, который предложен для усвоения.
3. Учитель и его деятельность:
- умение планировать образовательный процесс;
- степень владения учебным материалом повышенного уровня;
- владение педагогической техникой;
- умение общаться с учащимися.
4. Учащиеся и их деятельность:
- степень владения содержания учебной программы;
- степень заинтересованности в данном занятии;
- познавательная активность, творчество и самостоятельность;
- владение навыками самоконтроля, оценки и рефлексии;
- умение продуктивно взаимодействовать с одноклассниками.
5. Формы, методы и средства:
- оптимальность выбора форм, методов и средств в соответствии с целями факультативного занятия;
- умение учащихся работать в рамках предложенных учителем форм и методов;
- рациональность чередования методов обучения;
- рациональность использования учебного времени;
- дидактическая оснащенность занятия;
6. Результат занятия:
- оптимальность обратной связи с учащимися;
- возможность каждого учащегося оценить степень достижения запланированных образовательных результатов;
- наличие содержательной рефлексии;
- обучающий эффект занятия;
- степень вероятности успешного решения воспитательных и развивающих задач занятия, развития мышления учащихся, их исследовательской компетентности.
МАТЕРИАЛЫ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ
1. Визитка автора - образование педагога, общий трудовой и педагогический стаж работы, категория, профессиональное кредо, цели и задачи педагогической деятельности.
2. Нормативная правовая и регулирующая база деятельности педагога - положения государственных нормативных правовых и локальных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога; инструктивно-методические материалы.
3. Организационно-педагогическая деятельность и результативность - организация образовательного процесса, внеклассная и внеурочная деятельность педагога, реализация дополнительных образовательных услуг. Материалы дают представление о динамике результатов деятельности педагога:
- авторские материалы, результативность которых апробирована на практике (планы-конспекты открытых уроков, факультативов, мероприятий, статьи и др.);
- сравнительный анализ результатов деятельности педагога (на основании участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, исследо¬вательских работах, научно-практических конференциях);
- внеурочная деятельность педагога ( управление исследовательской деятельностью учащихся, подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам и др. )
5. Научно-методическая деятельность. В этом разделе портфолио помещаются материалы, свидетельствующие об уровне науч¬но-методической подготовки педагога:
- используемые образовательные технологии, методики (среди них авторские), средства с обоснованием их выбора;
- участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях;
- участие в проектной деятельности, реализация авторского проекта;
- обобщение опыта работы.
6. Оценка качества профессиональной деятельности педагога - материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности педагога:
- сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии.
Материалы могут быть представлены на бумажных носителях и в электронной версии. В первом случае - это файловая папка с вкладышами, в которой материалы размещаются в соответствии с указанной выше структурой. Электронная версия оформляется в виде электронных таблиц с приложениями отсканированных документов, подтверждающих наличие наработанных материалов и достижений педагога, а также электронных файлов с работами педагога и учащихся.
Процесс разработки данного материала не предполагает принцип обязательности. Рассматривать данное предложение следует как рекомендацию педагогу со стороны администрации с целью оптимизации его профессионального развития.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА
1. Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе силь¬ных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
9. Что способствовало развитию познавательных способно¬стей учащихся?
10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
12. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пу¬ти их устранения.
13. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
14. Оценка результативности урока.
15. Самооценка урока учителем.
16. Пути совершенствования урока.