УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь,
руководительмежведомственной
группы для координации осуществления постоянного мониторинга ситуации на местах
по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. №18
А.В.Кадлубай
«1» октября 2019 г.
(в редакции от «15» сентября 2021 г.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖВЕДОМСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ,
ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ,
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ,
ГДЕ ДЕТИ ПРИЗНАНЫ НАХОДЯЩИМИСЯ
В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ВЫЯВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ
ВЫЯВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ В СЕМЬЯХ, ГДЕ ПРИСУТСТВУЕТ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, ПОВЛЕКШИХ СОЗДАНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИМИ И ГАЗОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ВХОДЯЩИМИ В СИСТЕМУ МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ, ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ПРОЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ГДЕ ОТСУТСТВУЕТ ЭНЕРГО-И (ИЛИ) ГАЗОСНАБЖЕНИЕ
НЕМЕДЛЕННОЕ ОТОБРАНИЕ ДЕТЕЙ
УЧЕТ СВЕДЕНИЙ О ДЕТЯХ, ПРИЗНАННЫХ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ОКАЗАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
О СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ, ДЕТЕЙ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ЦЕЛЬЮ НЕДОПУЩЕНИЯ ИХ ПОПАДАНИЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ПРОФИЛАКТИКА ОТКАЗОВ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ВОСПИТАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕТЕЙ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С МЕСТНЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ ОСВОБОЖДАЮЩИХСЯ ЖЕНЩИН
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации определяют порядок действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению неблагоприятной для детей обстановки, механизм межведомственного взаимодействия в вопросах проведения социального расследования и организации работы с семьями. В настоящих Методических рекомендациях используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», постановлениемСовета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление № 22).
ВЫЯВЛЕНИЕНЕБЛАГОПРИЯТНОЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ
Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции[1].
Подтвердили свою эффективность такие межведомственные профилактические акции, как «Дом без насилия», «Семья без насилия», «За безопасность вместе» и др.
Результаты межведомственных акций целесообразно рассматривать на заседаниях координационных советов, создаваемых в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18[2](далее – координационные советы).
Ключевая роль в системе раннего обнаружения неблагополучия семей, где воспитываются новорожденные дети и дети дошкольного возраста, не посещающие учреждения образования, принадлежит медицинским работникам, которые при оказании медицинской помощи выявляют:
семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности или для жизни и здоровья новорожденного (несовершеннолетнего);
несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения;
несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей;
лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей и злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими, психотропными и токсическими веществами.
Такая деятельность осуществляется медицинскими работниками при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе:
при постановке женщин на учет по беременности;
в ходе патронажа медицинского работника новорожденных, детей раннего возраста и детей-инвалидов;
при обращении за медицинской помощью в организацию здравоохранения или при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка.
При обучении (воспитании) детей в учреждениях образования изучение особенностей семейного воспитания воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости.
Посещение семей не должно носить формальный характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноябряили не позднее 1 месяца с даты зачисления в учреждение образования; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее – до 1 января.
В отношении иногородних обучающихся школ-интернатов, учреждений профессионально-технического, среднего-специального, высшего образования (далее – УПО), родители которых проживают на территории иной административной единицы, классным руководителям, кураторам (мастерам производственного обучения) совместно со специалистами социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС), воспитателями, иными субъектами воспитательного процесса необходимо провести изучение особенностей семейного воспитания с использованием наблюдения, индивидуальных бесед с обучающимся, его родителями (при заселении в общежитие, на родительских собраниях), диагностики по изучению внутрисемейных отношений.
При проведении бесед, наблюдении необходимо обращать внимание на наличие следующих показателей у обучающегося:
неуважительно отзывается о своих родителях;
отсутствует одежда соответственно сезону, возрасту, необходимые предметы обихода и т.п.;
в выходные и праздничные дни практически не ездит к родителям;
систематически возвращается от родителей агрессивным, раздраженным, подавленным, расстроенным и т.п.;
родители практически не заботятся о материальном обеспечении ребенка;
родители уклоняются от общения с педагогами школы-интерната, УПО, не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка в учреждении, его обучением, условиями проживания и т.п.;
установлен факт совершения противоправного действия в период нахождения у родителей;
имеется информация о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в отношении других несовершеннолетних детей и т.п.
Осуществляя визит в семью, педагогическим работникам необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту и правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.
При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего либо актов иного характера нецелесообразно.
Отметка о посещении обучающихся на дому вносится педагогическими работниками:
воспитателем дошкольного учреждения в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках[3];
классным руководителем в классном журнале[4];
куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы[5].
Специалисты социально-педагогических центров (далее – СПЦ)результаты посещений несовершеннолетнего на дому отражают в графе 6 Журнала учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, из структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования), государственных органов и иных организаций, от граждан (приложение1).
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) с участием воспитателей, классных руководителей, кураторов (мастеров производственного обучения).
О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) немедленно информируют администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан (приложение1)[6].
При выявлении показателей семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации администрация школы-интерната, УПО инициирует проведение социального расследования по месту проживания родителей несовершеннолетнего обучающегося.
При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей<sup>1</sup>.
Отдел образования ведет Журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан (далее – Журнал учета, приложение2). Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом начальника отдела образования.
При поступлении информации от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, организаций, осуществляющих учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, или организаций, предоставивших гражданам жилые помещения, о наличии у собственников (нанимателей) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг регистрация таких сообщений в Журнале учета осуществляется только в случае, когда содержит сведения о проживании в жилых помещениях детей и наличии неблагоприятной для обстановки (что влечет за собой проведение социальных расследований).
В иных случаях (сообщение не содержит сведения о проживающих в жилых помещениях детях, представлена в виде списка фамилий и адресов и пр.) поступившее письмо регистрируется согласно нормам общего делопроизводства отдела образования и направляется для сведения в учреждения образования по месту нахождения указанных жилых помещений.
Отдел образования при поступлении информации организует деятельность согласно пункту 8 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении<sup>1</sup>. В случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования, информация направляется в одно из них для проведения социального расследования, а копии – в другие учреждения (без регистрации в соответствующем журнале), при раздельном проживании несовершеннолетнего с родителями в период обучения – по месту проживания родителей.
ВЫЯВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ
В СЕМЬЯХ, ГДЕ ПРИСУТСТВУЕТ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ
Под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания[7].
Проживание детей в семье, где имеет место насилие одного из членов семьи по отношению к другому (нескольким членам семьи), может негативно сказаться на их развитии и воспитании.
Своевременное выявление неблагоприятной обстановки в данном случае позволит обеспечить безопасность ребенка (детей) и привлечь внимание специалистов к ситуации в семье.
Статьей 10.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, а также за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенное в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания.
В ряде случаев при наличии факта нарушения общественного порядка действия правонарушителя квалифицируются по статье 19.1 КоАП, устанавливающей ответственность за оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу.
Частью пятой статьи 12.12. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) определена обязанность органов, наложивших административное взыскание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 19.1, частью 2 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5 и 19.8 КоАП, в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не позднее следующего дня после вынесения постановления о наложении административного взыскания информировать об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов.
Аналогичная норма закреплена вПоложении о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении<sup>1</sup>.
В отдельных случаях, несмотря на наличие семейно-бытового конфликта, административный процесс не начинается. Зачастуюподготовка дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.1 КоАП, оканчивается вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении ввиду примирения потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказа потерпевшего от освидетельствования или прохождения судебно-медицинской экспертизы. Рассмотрение дел данной категории может осуществляться длительно либо быть приостановлено.
Своевременное выявление неблагоприятной для детей обстановки и проведение мероприятий по устранению ее причин и условий могут быть не осуществлены по причине несвоевременного направления соответствующей информации.
ОВД целесообразно направлять соответствующую информацию в отделы образования по всем выявленным фактам семейно-бытовых конфликтов независимо от принятого процессуального решения в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, в течение трех рабочих дней после обнаружения такого конфликта.
Педагогические работники, которым стало известно о случаях или признаках насилия в отношении несовершеннолетних (в том числе – сексуального насилия), действуют в соответствии с Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.
СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Устранение субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и социально опасного положения детей требует глубокого изучения ситуации в семье, которое необходимо проводить учреждению образования во взаимодействии с государственными органами, государственными и иными организациями.
При формировании персонального составакомиссии по проведению социального расследования необходимо принимать во внимание содержание поступившей информации о том, как выявлена и в чем заключается неблагоприятная для детей обстановка.
Учреждение образования, которому поручено проведение социального расследования, привлекает для изучения положения детей в семье иные учреждения образования, в которых учатся братья и сестры обучающегося (по возможности и территориальной доступности).
Семьи, где воспитывается ребенок-инвалид, семьи, где оба родителя либо один из них имеет инвалидность, либо иныесемьи, в отношении которых поступила информация о неудовлетворении жизненных потребностей детей в пище, крове и пр., посещаются с участием представителя ТЦСОН. Специалист ТЦСОН в пределах компетенции определяет проблемы семьи и их причины, информирует о возможности получения социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания системы Минтруда и соцзащиты, оказании иных видов помощи в сфере социальной защиты (содействие в трудоустройстве (переобучении), назначение государственной адресной социальной помощи, государственных пособий на детей, предоставление технических средств социальной реабилитации,оказание материальной помощи и др.).
Обследование условий жизни и воспитания детей должно проводиться в присутствии их родителей (единственного родителя).
В случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой воспитываются дети, обучающиеся в разных учреждениях образования, в посещении семьи (по возможности и территориальной доступности) принимают участие представители всех учреждений образования.
В ходе посещения семьи комиссиясоставляет акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), который подписывают члены комиссии и представители государственных органов, государственных и иных организаций, посетивших семью.Родители, присутствующие при посещении, должны быть ознакомлены с актом.Примерные аспекты изучения ситуации в семье в момент посещения приводятся в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения,а также сведения о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) (часть 2 пункта 11 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении), которые были установлены в ходе посещения.
При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях:
беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми; с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи, др.);
психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
анализ информации, поступившей от государственных органов, государственных и иных организаций;
анализ информации, поступившей с места работы родителей;
изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);
анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения к учебе, анализ результатов контроля за посещением несовершеннолетним учебных занятий;
анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя, куратора, мастера производственного обучения), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Важно поступление от государственных органов, государственных и иных организаций актуальной информации, имеющей значение для признания детей находящимися в СОП.
В случаях проживания детей в семьях, где имело место злоупотребление родителями алкогольными напитками дома, в качестве меры профилактического воздействия с такими родителями может быть проведена профилактическая беседа на заседании совета общественного пункта охраны правопорядка либо на заседании комиссии по борьбе с пьянством сельского исполнительного комитета.
По итогам социального расследования готовится обобщенная информация (приложение4).
Родители имеют право быть ознакомленными с информацией, которая послужит основанием для признания либо непризнания детей находящимися в СОП.
Рассмотрение результатов социального расследования на заседании Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением №22<sup>1</sup>, с участием представителей государственных органов, государственных и иных организаций.
Результаты социального расследования в семье, где воспитываются несовершеннолетние, обучающиеся в учреждениях высшего, профессионально-технического, среднего специального образования, дети школьного, дошкольного возраста, неорганизованные дети, в том числе в возрасте от 0 до 3-х лет, не посещающие учреждения дошкольного образования, необходимо рассматривать на совместном заседании Совета профилактики.
Если в семье воспитываются несовершеннолетние, обучающиеся в учреждениях высшего, профессионально-технического, среднего специального образования, общего среднего, дошкольного образования, проживающие на территории одной административно-территориальной единицы, то совместный Совет профилактики проводится на базе учреждения общего среднего образования, которое назначено отделом образования для проведения социального расследования.
В случае, когда в семье воспитываются несовершеннолетние, обучающиеся (воспитывающиеся) в учреждениях образования, расположенных на территории различных административно-территориальных единиц, то совместный Совет профилактики проводится на базе учреждения образования по месту жительства родителей.
Обязательно приглашение родителей и их участие в заседании Совета профилактики, что может служить мерой профилактики семейного неблагополучия.
Поэтому приглашение на Совет профилактики лучше проводить, непосредственно общаясь с родителями несовершеннолетнего. Возможно сочетание устного и письменного приглашения (с подписью председателя Совета профилактики), которое подчеркнет особую важность события, а также будет служить напоминанием.
Целесообразно планировать заседание Совета профилактики в вечернее время либо в субботу (шестой школьный день), чтобы родители смогли на него прийти. При неявке родителей на заседание Совета профилактики в протоколе делается соответствующая запись.
О результатах социального расследования учреждением образования информируется отдел образования, направивший информацию о неблагоприятной для детей обстановке.
Информирование граждан, сообщивших о семейном неблагополучии, о результатах социального расследования и рассмотрении материалов на заседании Совета профилактики возможно только при наличии документов, подтверждающих, что данный гражданин имеет право представлять интересы несовершеннолетнего, а также с учетом того, что в соответствии с законодательством распространение информации о частной жизни физического лица и персональных данных относится к информации, распространение и (или) предоставление которой носит ограниченный характер.
Обращаем внимание, что наличие факта самовольного ухода ребенка из дома, бродяжничества, совершения попытки суицида не является единственным основанием для признания ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, но служит поводом к изучению ситуации в семье, в рамках которого устанавливается то, насколько родители контролируют поведение и местонахождение ребенка. При работе с такой семьей необходимо максимально корректно учитывать интересы всех ее членов.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
В компетенцию координационных советов входит принятие решения о признании ребенка (детей) находящимися в СОП и определении мероприятий, обязательных для исполнения родителями и государственными органами и организациями, о внесении изменений и дополнений в ранее принятые решения; о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите; о прекращении исполнения решений; об отклонении не соответствующих требованиям законодательства материалов.
Учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или социально-педагогический центр (далее – СПЦ) направляют материалы, предусмотренные постановлением № 22<sup>1</sup>, в координационный совет по месту жительства семьи.
В случае принятия решения совместным заседанием Совета профилактики, материалы, предусмотренные постановлением № 22, в координационный совет направляет учреждение образования, ответственное за проведение социального расследования.
Материалы в обязательном порядке регистрируются секретарем координационного совета (далее – секретарь) в день их поступления в координационный совет.
На основании анализа поступивших материалов секретарь в течение 5 рабочих дней готовит проект решения координационного совета.
Секретарь при анализе поступивших материалов обращает внимание на:
основаниядля проведения социального расследования;
полноту мероприятий, проведенных в рамках социального расследования, привлечение субъектов профилактики и их мнение;
выбор психологических методов и методик, используемых исходя из информации о семейном неблагополучии, пола, возраста, особенностей личности несовершеннолетнего и его законных представителей;
полноту, достоверность и достаточность сведенийпо результатам социального расследования;
выводы, сделанные в результате проведения социального расследования и изучения условий семейного воспитания (выводы должны содержать информацию о наличии критериев социально опасного положения);
актуальность и конкретность мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия:
наличие мероприятий с несовершеннолетним и его законными представителями, направленными на восстановление семьи, в том числе на создание необходимых условий жизни и воспитания ребенка, предусматривающих индивидуальную и групповую коррекцию, направленные на исправление (корректировку) особенностей личности и поведения обучающихся, их законных представителей, которые приводят к психологическим проблемам и семейному неблагополучию;
наличие межведомственного подхода в процессе оказания помощи семье и ребенку.
В ходе анализа поступивших материалов секретарь может рекомендовать учреждению образования, направившему материалы в координационный совет, внести в них соответствующие изменения и дополнения.
Выписка из протокола заседания координационного совета направляется секретарем родителям (единственному родителю), государственным органам, государственным и иным организациям не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.
При принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП необходимо учитывать совокупность критериев и показателей СОП, мнение родителей, а также представителей государственных органов, государственных и иных организаций.
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, ПОВЛЕКШИХ СОЗДАНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБСТАНОВКИ
Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия) – это совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей.
Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями еще в процессе участия в проведении социального расследования и обусловлены наличием критериев и показателей социально опасного положения детей.
В отношении семьи, где не обеспечивается потребность ребенка в получении общего базового образования, в ходе социального расследования должны быть установлены причины, обусловившие такую ситуацию, и соответственно этому формируются мероприятия.
Мероприятия должны быть определены так, чтобы было обеспечено взаимодействие с родителями при их реализации в процессе устранения причин и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего находящимся в СОП. Прежде всего, это меры по обеспечению безопасности детей в семье, поэтапному изменению ситуации в семье, в том числе в родительско-детских отношениях. К реализации мероприятий необходимо привлекать родственников, других близких семье людей, членов трудового коллектива по месту работы родителей, а также общественные организации, имеющие возможность оказывать помощь семье. По каждому мероприятию устанавливаются ответственные исполнители и сроки.
Рассмотрение реализации мероприятий осуществляется координационным советом не реже 1 раза в квартал.
Для обеспечения такого анализа государственные органы, государственные и иные организации, ответственные за реализацию мероприятий, в сроки, указанные в решении координационного совета, предоставляют секретарю за подписью руководителя анализ выполнения мероприятий и предложения по их дополнению, изменению сроков исполнения мероприятий и ответственных исполнителей.
Секретарь в течение 5 рабочих дней обобщает предложения и готовит проект решения координационного совета.
В мероприятия по устранению критериев и показателей социально опасного положения, которые формируются координационным советом, учреждениям образования целесообразно включать только индивидуальные коррекционные меры (индивидуальная диагностика, индивидуальная и групповая либо подгрупповая коррекция). Общие мероприятия с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, и их родителями должны фиксироваться в годовом плане работы учреждения образования по направлениям[9], а также в планах работы специалистов социально-педагогической и психологической службы.
Обращаем внимание, что новой редакцией постановления № 22 изменен порядок работы при переезде на новое место жительства семьи, где дети признаны находящимися в социально опасном положении.
Факт переезда семьи в пределах Республики Беларусь не является основанием для снятия ее с учета.
Учреждение образования по предыдущему месту жительства семьи информирует координационный совет по новому месту жительствао переезде семьи, направляет решение координационного совета и мероприятия. При получении такого сообщения координационный совет назначает рассмотрение ситуации в семье на ближайшее заседание и поручает отделу образования по новому месту жительства семьи организовать изучение ситуации в семье и определить ответственное учреждение образования за изучение ситуации и подготовку материалов к заседанию (при раздельном проживании несовершеннолетнего с родителями в период обучения – учреждение образования по месту проживания родителей).
Учреждению образованию (в отдельных случаях – социально-педагогическому центру) необходимо подготовить материалы и направить в координационный совет для рассмотрения.
УЧЕТ СВЕДЕНИЙ О ДЕТЯХ, ПРИЗНАННЫХ
НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Учет детей, находящихся в СОП, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (СПЦ) в порядке, установленном законодательством<sup>1</sup>.
Следует понимать, что формой отчетности, предусматривающей учет сведений о детях, признанных находящимися в СОП, является государственная статистическая отчетность «4-расходы на содержание детей (Минобразование) «Отчет о детях, признанных находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, и о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении»[14].
Для заполнения указанной отчетности ежеквартально отделу образования необходимо иметь списки детей, признанных находящимися вСОП, сведения об их родителях, а также анализ постановки детей на учет и снятия с учета с указанием основания для снятия с учета (нормализация ситуации в семье либо признание ребенка нуждающимся в государственной защите, достижение возраста 18 лет, переезд и пр.).
Целесообразно ведение учета детей, которые признаны находящимися в СОП, отделами образования либо уполномоченными ими организациями того района, где осуществлено признание. Форма учета приведена в приложении 5. Программное обеспечение для ведения такого учета определяется отделом образования по согласованию с координационным советом.
Не реже чем 1 раз в квартал СПЦ осуществляется анализ сведений о детях, признанных находящимися в СОП, снятых с учета, возраста детей, детей, проживающих в неполных, многодетных семьях, семьях, где один из родителей временно отсутствует (находится в ЛТП, в местах лишения свободы, в командировке и пр.), семьях, где оба родителя либо один из родителей являются инвалидами.
Для организации работы государственных органов с семьей важно обеспечить направление им СПЦ списков детей, признанных находящимися в СОП, которое целесообразно осуществлять ежемесячнос учетом законодательства о защите персональных данных.В отношении семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо направлять такие списки в структурные подразделения районных, городских исполнительных и распорядительных органов, осуществляющие постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и направление граждан на строительство жилья, предоставление им социального или арендного жилья.
Учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок, признанный находящимся в СОП, учитывает информацию о постановке ребенка на учет и снятии его с учета в отдельном журнале (приложение 6). При этом учреждение образования, которое находится в другой местности, получает из координационного совета сведения о признании обучающегося находящимся в СОП, учитывает поступившее сообщение (приложение 6), организует в пределах компетенции работу по выполнению мероприятий, информирует координационный совет о принятых мерах согласно срокам выполнения мероприятий, но не реже 1 раза в квартал.
Необходимо понимать, что прекращение работы учреждения образования может быть также связано с выбытием обучающегося, признанного в СОП, в связи с отчислением (завершение обучения, помещение в специальное лечебно-воспитательное либо учебно-воспитательное учреждение и пр.). В таком случае выполнение мероприятий прекращается на основании приказа об отчислении и в форму учета вносится соответствующая пометка с обязательным информированием координационного совета, принявшего решение о признании ребенка находящимся в СОП.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ОКАЗАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
При организации работы по выявлению неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, определении мероприятий представителям государственных органов, государственных и иных организаций, педагогическим работникам учреждений образования необходимо понимать, что в целях улучшения положения детей в семье возможно применить нормы Закона Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании»[15], в котором определено, что трудная жизненная ситуация – это обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно.
Для преодоления трудной жизненной ситуации семье могут быть оказаны социальные услуги.
Социальные услуги оказывают государственные организации:
больницы сестринского ухода;
клинические центры паллиативной медицинской помощи детям;
дома ребенка;
дома (центры) временного пребывания лиц без определенного места жительства;
социально-педагогические центры;
специализированные трудовые мастерские;
учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) и другие;
центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
центры медико-социальной и (или) социальной реабилитации для детей-инвалидов и (или) инвалидов;
центры ресоциализации и (или) социальной адаптации;
иные государственные организации в соответствии с законодательством.
Государственными организациями могут оказываться следующие виды социальных услуг:
временный приют – предоставление временного места пребывания гражданам, не имеющим определенного места жительства либо по объективным причинам утратившим возможность нахождения по месту жительства и месту пребывания;
консультационно-информационные услуги – информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки;
социально-бытовые услуги – действия по поддержанию нормальной жизнедеятельности граждан в быту;
социальный патронат – деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста;
социально-педагогические услуги – действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп, организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения;
социально-посреднические услуги – содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги;
социально-психологические услуги – содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий;
социально-реабилитационные услуги – комплекс мероприятий по улучшению качества жизни граждан, сохранению и укреплению их здоровья, в том числе посредством создания им условий для независимого проживания и интеграции в общество;
услуги почасового ухода за детьми (услуги няни) – оказание помощи в уходе и (или) кратковременное освобождение родителей от ухода за ребенком (детьми);
услуги сиделки – осуществление ухода за гражданами, имеющими резко выраженное ограничение способности к самообслуживанию и передвижению, действия по поддержанию их жизнедеятельности;
услуги сопровождаемого проживания – оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни, инвалидам – в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и дальнейшее их сопровождение;
услуги ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки) – освобождение родителей (членов семьи) от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут принимать решение об оказании других социальных услуг с определением категорий граждан, имеющих право на их получение, а также определять иные категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг.
В каждом районе (городе) целесообразно создать перечень социальных услуг, реализуемых учреждениями и организациями, указать порядок обращения за каждой конкретной услугойи контакты учреждения. Такой перечень должен поддерживаться в актуальном состоянии, что позволит инициировать перед исполнительным комитетом (Советом депутатов) расширение его состава (введение дополнительных социальных услуг).
К примеру, рекомендация родителям обратиться за оказанием им социально-психологических услуг может быть дана Советом профилактики в случае, когда неблагоприятная для детей обстановка сложилась вследствие внутрисемейных конфликтов (между родителями, между бабушкой и мамой ребенка и пр.).
Основанием для направления родителя за оказанием услуги временного приюта может стать внутрисемейный скандал либо утрата семьей жилого помещения вследствие стихийных бедствий.
Важно донести до родителей цель своевременного обращения за оказанием социальной услуги, которая заключается в недопущении создания в семье неблагоприятной для детей обстановки и, как следствие, социально опасного положения.
Пунктом 14<sup>1 </sup>новой редакции постановления № 22<sup>1</sup>определена обязанность государственного органа, государственной и иной организации, предоставляющих социальные услуги, информировать Совет профилактики об оказании социальных услуг, иной помощи семье либо о необращении родителей за оказанием таких услуг для контроля условий жизни и воспитания ребенка (детей) и для принятия решения (при наличии оснований) об обращении в координационный совет о признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении.
О СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ, ДЕТЕЙ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
С ЦЕЛЬЮ НЕДОПУЩЕНИЯ ИХ ПОПАДАНИЯ
В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
В вопросах профилактики социально опасного положения детей, рожденных несовершеннолетними матерями (несовершеннолетними родителями),важно обратить внимание на своевременность установления опеки над новорожденным, обеспечения семье всех выплат в связи с рождением ребенка, медицинского патронажа новорожденного и его матери.
Важно предупредить отказ несовершеннолетней матери (родителей) от воспитания новорожденного ребенка, обратившись к ближайшему окружению матери, организовав психолого-педагогическое сопровождение.
В отношениидетей, родителями которых являются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обеспечить постинтернатное сопровождение таких лиц (координатором которого выступают территориальные центры социального обслуживания)[16], оказание возможных видов помощи молодым родителям, обучение их уходу за новорожденным, созданию безопасных условий по месту жительства новорожденного.
ПРОФИЛАКТИКА ОТКАЗОВ РОДИТЕЛЕЙ
ОТ ВОСПИТАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕТЕЙ
Основная роль в организации работы по выявлению случаев отказа от детей отводится медицинским работникам: специалистам, оказывающим медицинские услуги во время беременности, педиатрам поликлиник, врачам родильных домов, работникам домов ребенка.
Уменьшение числа отказов родителей от воспитания детей возможно только при активном взаимодействии государственных органов, государственных и иных организаций.
Целесообразно создание мобильных межведомственных групп для раннего выявления женщин (родителей), имеющих намерение отказаться от ребенка после его рождения (в процессе его воспитания), и определения комплекса неотложных мер помощи и поддержки беременным женщинам, матерям (родителям) новорожденных детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
При выявлении у беременной женщины истинных причин намерения отказа или факторов риска, которые могут привести к отказу от ребенка, медицинскими работниками проводится работа с женщиной для изменения решения об отказе от ребенка и одновременно осуществляются следующие меры:
при наличии в районе (городе) мобильной межведомственной группы направляется сообщение о предполагаемом отказе от ребенка;
в районах, где отсутствуют (не созданы) мобильные межведомственные группы:
в случаях, если риск отказа имеет местов в семье, где нет других детей, медицинские работники организуют обмен информацией и взаимодействие со специалистами органов социальной защиты, которые информируют семью о возможности получения социальных услуг, оказании помощи в сфере социальной защиты, оказывают возможную помощь и поддержку;
в случаях рождения ребенка в семье, где есть другие дети, осуществляется обмен информацией также с отделами образования для принятия мер, при необходимости по защите их прав и законных интересов;
если, несмотря на предпринятые усилия по оказанию помощи матери и семье по выходу из трудной жизненной ситуации, не удалось решить проблемы семьи и ребенка и, если действия матери (семьи) противоречат интересам ребенка и создают угрозу его безопасному нахождению в семье, информация о случае и о проделанной работе медицинскими работниками передается в орган опеки и попечительства для осуществления действий по защите прав ребенка.
При рождении в семье ребенка с нарушениями в развитии и риске отказа от такого ребенка организации здравоохранения необходимо привлечь специалистов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, общественные организации для оказания поддержки семье и разъяснения всех возможностей воспитания такого ребенка в семье.
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С МЕСТНЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ ОСВОБОЖДАЮЩИХСЯ ЖЕНЩИН
В целях урегулирования порядка выбытия детей, находившихсяв доме ребенка исправительного учреждения системы Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел после отбывания их матерями наказания, связанного с лишением свободы, целесообразно обеспечить обмен информацией о наличии либо отсутствии по предполагаемому месту жительства несовершеннолетних условий для их проживания.
Дом ребенка исправительного учреждения не позднее чем за 1 месяц до освобождения осужденной женщины направляет сведения в отдел образования о предстоящем выбытии ребенка по месту жительства (месту выбытия женщины, отбывшей наказание).
Отдел образования не позднее 7 дней с даты получения сообщения организует обследование условий проживания ребенка по указанному осужденной предполагаемому месту проживания с участием представителейтерриториальной организации здравоохранения (педиатрической службы), территориального органа внутренних дел (при необходимости), иных заинтересованных.
По итогам обследования отдел образования направляет в дом ребенка информацию о наличии либо отсутствии условий для проживания, воспитания и развития ребенка по указанному месту проживания.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
Журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке,
полученной от педагогических работников, государственных органов (в том числе отделов образования),
государственных и иных организаций, от граждан
__________________________________________________________________________
(наименование учреждения образования)
N |
Дата, вх. N регистрации поступившей информации |
Дата, исх. N письма. |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, место фактического проживания несовершеннолетнего (несовершеннолетних), в отношении которого (которых) поступила информация |
Краткое содержание поступившей информации |
Принятое по результатам социального расследования решение |
Дата, исх. N ответа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
Журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной из государственных органов, государственных и иных организаций, граждан _________________________________________________________
(наименование управления (отдела) образования)
№ п/п |
Дата, вх. N регистрации поступившей информации |
Дата, исх. N письма государственного органа и иной организации. |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, место фактического проживания несовершеннолетнего (несовершеннолетних), в отношении которого (которых) поступила информация |
Краткое содержание поступившей информации |
Принятое решение (дата, N протокола Совета профилактики (педагогического совета)) |
Дата, исх. N ответа учреждения образования, СПЦ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
ФОРМА
ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПОСТУПИЛА
ИНФОРМАЦИЯ О НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ
ОБСТАНОВКЕ
- Сведения о ребенке (детях)
- Сведения о родителях
- Дата посещения
- Кто осуществляет посещение
- Кто присутствует в семье в момент посещения
- Кто проживает совместно с ребенком (детьми) (со слов родителей)
- Каково их влияние на безопасность жизнедеятельности ребенка (со слов родителей)
- Условия проживания ребенка (детей)
- Состояние здоровья ребенка, имеются ли особенности психофизического развития, учет у врачей узкой специальности, выполняются ли родителями рекомендации медицинских работников по уходу за ребенком (детьми), лечению и пр. (со слов родителей)
- Кто осуществляет непосредственный присмотр за ребенком (детьми) в период его (их) нахождения дома
- Как обеспечены потребности ребенка (детей) в пище, одежде, обуви, игрушках, книгах, письменных принадлежностях
- Проблемы в семье (со слов родителей)
- Кто может оказать помощь семье из числа родственников, знакомых, друзей
- Выводы и мотивированное заключениео наличии (отсутствии) критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) либо трудной жизненной ситуации, с указанием целесообразной помощи семье.
Приложение 4
к Методическим
рекомендациям
ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
по результатам социального расследования
Информация, на основании которой начато социальное расследование в
отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в неблагоприятной для него обстановке:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Комиссией в составе __________________________________________________
__________________ посещена семья несовершеннолетнего (несовершеннолетних).
(дата)
В ходе посещения сделаны следующие выводы и мотивированное заключение с
указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему (несовершеннолетним):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
На основании информации, полученной от субъектов профилактики
семейного неблагополучия, иных заинтересованных, установлено: _____________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
На основании информации, полученной от ближайшего окружения семьи,
установлено: ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
На основании информации, предоставленной педагогическими работниками
учреждений образования, в которых воспитываются (обучаются)
несовершеннолетние, установлено: __________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
По результатам психологической диагностики установлено:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Выводы по результатам проведения социального расследования:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Приложение: на ___________ л. в 1 экз. (прикладываются все поступившие
материалы).
Дата, подпись ответственного за подготовку обобщающей информации
(согласно приказу руководителя учреждения образования).
Приложение 5
к Методическим рекомендациям
Форма учета сведений о детях, признанных находящимися в социально опасном положении,
_______района по состоянию на 05.00.2000__
__________________________________________________________________________
N |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ребенка |
Дата рождения ребенка, возраст (полных лет) |
Адрес регистрации ребенка по месту жительства и адрес его фактического проживания |
Учреждение образования, где обучается ребенок, класс (группа) (адрес, телефоны, ответственные за реализацию мероприятий педагогические работники) |
Сведения о родителях Отец, мать, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) дата рождения, место работы |
Сведения о семье (полная, неполная, многодетная, имеется инвалид, один из родителей не проживает совместно) |
Причины признания находящимся в социально опасном положении (дата и номер решения о признании) |
Государственные органы и организации, реализующие мероприятия |
Отметка о дате снятия с учета (дата и номеррешения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Приложение 6
к Методическим рекомендациям
Журнал учета сведений об обучающихся, признанных находящимися в социально опасном положении
__________________________________________________________________________
(наименование учреждения образования)
(ведется в порядке накопления информации)
N |
Дата, вх. N регистрации поступившей информации о признании обучающего находящимся в социально опасном положении |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения обучающегося, признанного находящимся в социально опасном положении |
Место фактического проживания семьи обучающегося |
Наименование координационного совета, дата и номер решения координационного совета о признании ребенка находящимся в социально опасном положении |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) педагогических работников, ответственных за реализацию мероприятий |
Дата снятия с учета (дата, номер решения координационного совета и (или) дата и номер приказа учреждения образования) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |