Тема урока: Поэзия Марины Цветаевой как история её жизни
Цели урока:
- Выделить основное направление поэзии.
- Раскрыть своеобразие поэтического стиля Цветаевой.
- Воспитывать учащихся на примере жизни и творчества поэта; воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока
«Всё понять и за всех пережить»
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания. Дома вам нужно было прочитать биографию Цветаевой. Проверим.
- Вступительное слово учителя.
Каждый поэт обретён на «свой жестокий век», и как бы приглушённо ни звучал его голос, «не страшась, не требуя венца», он не может высказать своей правды.
Поэт не может, в страхе обхватив голову руками и слыша лишь удары собственного сердца, которые кажутся ему топотом погони, бежать, как пушкинский Евгений.
Наше давнее прошлое не хотело давать Поэту права на единственный способ утвердить собственное достоинство – сказать правду.
Поэты должны были следовать единственной, свыше утверждённой правде, или втискивать свою правду в дозволенные рамки.
Об этой трагедии своего поэтического поколения говорила Ольга Берггольц.
Поэты расплачивались за правду не только кровью, тюрьмами, лагерями, ссылками, но долгим молчанием – им запрещали говорить правду читателям.
Поверим, что то время ушло безвозвратно… Но чтобы эти времена действительно ушли, мы должны о них знать и помнить. Как сказал А. Жигулин, «не надо бояться памяти». Но чтобы сказать о своём времени правду, нужен дар говорить её, дар Поэта.
И таким даром обладали многие поэты, чьи имена возвратились к нам. Это А. Ахматова, Н. Гумилёв, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева.
IV Объяснение нового материала.
Словарная работа.
Эссе – литературный очерк;
Эол – бог ветра;
Аура – слабый ветерок;
Дисгармония – несозвучность;
Диллема – выбор, вариант;
Филистерство – пошлость, мещанство;
Фимиам – льстивое восхваление.
(Слова записываются в тетради обучающихся).
Творчество Цветаевой.
Цветаева не только поэт. Она драматург, литературовед, эссеист. Писала не только стихи и поэмы, а также драмы, статьи, автобиографические произведения. (Показать книгу «Автобиографическая проза»).
И всё-таки сначала поэзия. Можно выделить три направления: любовь, творчество, Родина.
- Любовь.
Большое впечатление производят цветаевские стихи о любви.
Самое известное и проникновенное из всех стихов о любви – песня к милому.
- Творчество.
Многие стихи Цветаевой сгруппированы в циклы: «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой» и др. Кстати, с А. Блоком она не была знакома, но была возвышенно влюблена в его поэзию.
Но особую любовь, особое от ношение было у М. Цветаевой к Пушкину. Это естественно, т.к. Пушкин – национальное достояние России, он сама Россия – «солнце русской поэзии». У неё есть очерк «Мой Пушкин».
- Родина.
Любовь к родине – истинно поэтическое чувство. Без любви к Родине нет поэта.
Любовь к родине, к России, к русской истории, к русскому слову Цветаева пронесла через все скитания, беды и несчастья. Она выстрадала эту любовь.
Марина Цветаева не приняла революцию. В 1922 году, с разрешения советского правительства выехала за границу к мужу С. Эфрону – участнику белого движения, находившемуся в то время в эмиграции. Он учится в университете в Праге. Прожили в Чехии до 1925 года. Там родился сын Мур.
17 лет провела она за рубежом (Германия, Чехословакия, Франция). Это было её величайшим испытанием, испытанием духа, характера, таланта.
Она оказалась в полном одиночестве за границей. И хотя она много и плодотворно работала, последняя книга её вышла в 1928 году. (Вышли «Поэма Горы», «Поэма конца», стихотворения и др.).
Наступило разочарование об эмиграции, о белом движении. По иному они смотрят с мужем на события в России.
М. Цветаева поняла, что её читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик только в России.
Сомнения, переживания приводят к мысли о возвращении в Россию. Она окончательно решает вернуться на родину. Муж и дочь вернулись в Россию раньше неё – в 1937 году, М. Цветаева вернулась в 1939 году, где она делает последний выбор – роковой.
Последние годы жизни М. Цветаевой, причины смерти.
В 1939 году арестовали мужа и дочь. Мужа расстреляли в 1941 году – она не знала. Дочь провела в сталинских лагерях и ссылке 16 лет (умерла в 1975 году). Сын погиб на фронте в Белоруссии в 1944 году.
Во время войны Цветаева уезжает в небольшой город Татарии – Елабугу. 31 августа 1941 года покончила с собой. Могила её затерялась…
Причины смерти:
- Сестра находилась два года в тюрьме;
- Муж расстрелян, дочь арестована;
- В Союзе писателей и Литературный фонд не приняли на работу;
- Делала переводы – их не печатали;
- Заявление с просьбой в писательскую посудомойку – не приняли.
Ни родных, ни работы, ни средств к существованию…
Чтение стихотворения «Мне нравится…» Тема любви, души – сквозная тема всего творчества поэтессы. (Фрагмент к/фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы…» с песней «Мне нравится…»Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «Поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего разрыв. Любовная лирика, как и все ее творчество, громогласна, внутренне драматичная. Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Она бывает безответной, изменчивой, с болью, страданиями, на крайней точке чувств.
Чтение стихотворения «Моим стихам…». С чем сравнивает Цветаева свои стихи? Что общего у этих образцов – символов, сравнений?
(Энергия, внезапность, непредсказуемость) Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» в наши дни воспринимается пророческим. Оно было создано Цветаевой еще в 1913 г., но содержит в себе мысли, воплотившиеся в действительность уже после смерти поэтессы.
Цветаева рассказывает о печальной участи своих стихотворений. Она утверждала, что вдохновение всегда приходит к ней внезапно. Оно совершенно не походит на тяжелый литературный труд, который некоторые поэты и писатели любят выставлять напоказ. Произведения Цветаевой подобны «брызгам из фонтана», «искрам из ракет». Они не подвластны ее воле. На поэтессе лишь лежит обязанность перенести на бумагу неуловимые быстротечные мысли. Чтение стихотворения «Имя твоё…». М. Цветаева с большим трепетом и уважением относилась к творчеству и самой личности А. Блока. Между ними практически не было никаких, даже дружеских отношений. Отчасти это объясняется тем, что поэтесса боготворила поэта-символиста, считая его неземным существом, по ошибке посетившим наш мир. Цветаева посвятила Блоку целый цикл стихотворений, включающий в себя «Имя твое — птица в руке…» (1916 г.). Произведение, по сути, является набором эпитетов, которыми поэтесса наделяет фамилию Блока. Все они подчеркивают нереальность поэта, в которой была уверена Цветаева. Эти разнообразные определения объединяет стремительность и эфемерность. Состоящее из пяти букв имя (согласно дореволюционному правописанию на конце фамилии Блока писалась буква «ер») для поэтессы подобно «одному-единственному движению губ». Она сравнивает его с предметами (льдинка, мячик, бубенец), находящимися в движении; кратковременными, отрывистыми звуками («щелканье… копыт», «щелкающий курок»); символическими интимными действиями («поцелуй в глаза», «поцелуй в снег»). Цветаева умышленно не произносит самой фамилии («ах, нельзя!»), считая это кощунством по отношению к бестелесному существу. Так трагически завершается жизненный путь М. Цветаевой, но поэзия её не умирает, она продолжает жить. Исполнилось пророчество Цветаевой, что «её стихам настанет свой черёд». Сейчас её стихи занимают высокое место в истории поэзии. 1992 год – по решению ЮНЕСКО – год Марины Цветаевой. V Итоговый этап. 1) Что особенно драматическое произошло в жизни М. Цветаевой? Отъезд из страны, непонимание современников, читателей 2) В чем она видела назначение поэта? Борьбу с «голодом голодных и сытостью сытых»
3) Что более всего ценила в жизни М. Цветаева?
Свободу, свободу творчества, семью, Родину
4) Каковы основные мотивы творчества Цветаевой
Тема Родины, Москвы, любовь, душа; Верности, истинного героя, назначение поэта
5) В чем необычность языка?
Очень много языковых средств выразительности, яркие сравнения, обилие знаков препинания, требующих особой интонации.
6) Современно ли творчество Цветаевой? Подтвердите примерами.
7) Что нового внесла Цветаева в мир, в поэзию?
8) Какая, на вас взгляд, тональность ее произведений
Присутствует радость, восхищение, тихая грусть, печаль, разрыв, гнев, ярость и так далее.
Домашнее задание: Сообщение о Шолохове.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.