Рекомендации
по подготовке заданий I и проведению I и II этапов
республиканской олимпиады по учебным предметам
Все этапы республиканской олимпиады по учебным предметам проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке проведения республиканской олимпиады по учебным предметам, на основании соответствующего приказа управления образования Гомельского областного исполнительного комитета.
I и II этапы олимпиады проводятся в соответствии с установленными управлением образования Гомельского областного исполнительного комитета сроками на базе учреждений образования по 17 учебным предметам, в них принимают участие все желающие учащиеся учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Руководство организацией и проведением I и II этапов олимпиады
Общее руководство организацией и проведением I этапа олимпиады осуществляет местный оргкомитет в учреждении образования, II этапа олимпиады – уполномоченный представитель оргкомитета совместно с организатором проведения олимпиады, местными оргкомитетами.
Местный оргкомитет олимпиады:
разрабатывает схему рассадки участниковI и II этапов олимпиады;
обеспечивает регистрацию участников II этапа олимпиадыпо предъявлению документа, удостоверяющего личность, либо справки с места учебы с фотографией, подписанной руководителем учреждения образования;
обеспечивает присутствие в аудиториях лиц, ответственных за сопровождение I и II этапов олимпиады, из числа педагогов учреждения образования (неспециалистов по данному предмету или смежным дисциплинам);
обеспечивает дежурство (в том числе и медперсонала) в учреждении образованияна I и II этапах олимпиады;
организует питание участников I и II этаповолимпиады;
организует торжественное открытие I и II этаповолимпиады;
обеспечивает ведение базы данных участниковI и II этаповолимпиады.
Порядок доставки текстов олимпиадных заданий и обеспечения ими участников олимпиады
Олимпиадные задания тиражируются на каждого участника I этапа олимпиады местным оргкомитетом.На II этапеолимпиады задания тиражируются в количестве, соответствующем заявкам, направленным в оргкомитет и доставляются в опечатанном виде уполномоченными представителями в опорные учреждения образования района, города.
Вскрываются пакеты с заданиями в присутствии участников олимпиады в каждой аудитории. Уполномоченный представитель, организатор олимпиады обеспечивает заданиями каждого участника.
Проведение олимпиады
На I и II этапах олимпиады ваудитории присутствуют не менее двух ответственных за сопровождение тура, которыеобеспечивают рассадку участников, оформление работ, следят за соблюдением порядка и дисциплины. Движение по аудитории допускается только в случае необходимости.
Участники I и II этапов олимпиады указывают на титульном листе работы название учреждения образования, класс, свою фамилию, имя, отчество, а также фамилию, имя, отчество педагога, который их подготовил к участию в олимпиаде. На листах, в которых выполняется задание, участником не делается никаких записей, пометок. Работа выполняется только ручкой с синим стержнем. При несоблюдении данного условия работы не проверяются и не оцениваются.
Время для выполнения олимпиадных заданий отсчитывается от момента раздачи текстов заданий всем участникам олимпиады и записывается на доске.
Не разрешается иметь при себе современные средства связи.
После окончания работы участники сдают тетради (листы с выполненными олимпиадными заданиями) ответственным в аудиториях, которые передают работы в местный оргкомитет I этапа, уполномоченному представителю II этапаолимпиады.
Порядок шифрования и дешифрования работ участников олимпиады
Шифрование работ участников олимпиады осуществляют представители местного оргкомитета I этапа олимпиады, уполномоченный представитель оргкомитета II этапаолимпиады, на которых возлагается ответственность за обеспечение конфиденциальности и идентификационных номеров участников.
Дешифрование работ участников проводится также представителями организационного комитета после завершения работы жюри по их оцениванию.
Порядок работы жюри
Состав жюри утверждается приказом руководителя учреждения образования на I этапе олимпиады; руководителями отделов образования, спорта и туризма райисполкомов, Гомельского горисполкома, УО «Гомельский государственный областной лицей», УО «Мозырский государственный областной лицей» на II этапе олимпиады.
Председатель жюри распределяет членов жюри для оценивания олимпиадных работ участников олимпиады.
После шифрования работы передаются председателю жюри для проверки. Жюри оценивает олимпиадные работы в день проведения олимпиады. Результаты выносятся на первый лист работы. Каждый член жюри подтверждает результаты оценивания своей подписью. Результаты проверки заносятся в ведомость председателем жюри.
Председатель жюриобеспечивает организацию проведения ознакомления учащихся с выполненными ими олимпиадными заданиями.
Награждение победителей проводится в торжественной обстановке на базе учреждений образования районов области, г.Гомеля.
Необходимо создать условия, позволяющие учащимся участвовать в олимпиаде по нескольким учебным предметам на первом и втором этапах (в учреждении образования и на уровне района (города)). Проинформировать педагогов, учащихся и их законных представителей о порядке проведения олимпиады, возможных интеллектуальных и психологических нагрузках, связанных с участием учащихся в олимпиаде по нескольким учебным предметам на первом и втором этапах.
Порядок ознакомления участников с результатами II этапа олимпиады и рассмотрения жюри обращений по вопросам оценивания выполненных учащимися олимпиадных заданий
По завершении всех туров II этапаолимпиады жюри проводит анализ выполнения участниками олимпиадных заданий.
После разбора олимпиадных заданий участники имеют право посмотреть свои работы, задать жюри вопросы, если они возникли в ходе просмотра.
Обращение участника по вопросу оценивания выполненного им олимпиадного задания рассматривается тем представителем жюри, который его оценивал.
Спорные вопросы рассматриваются совместно с председателем жюри и уполномоченным представителем. При необходимости проводится заседание жюри, на котором принимается окончательное решение по оцениванию соответствующего олимпиадного задания.
Разработка заданий
Разработчиками заданий для Iэтапа олимпиады могут быть методисты Р(Г)УМК, районные тренеры, творческие группы педагогов. Рекомендуетсядля всех участников I этапа олимпиады в каждом районе составлять единые задания.
При подготовке заданий I этапа следует ориентироваться на материалы предметных журналов, олимпиад прошлых лет (II, III и заключительного этапов) и использовать их, адаптируя и учитывая уровень сложности. Время выполнения заданий не должно превышать время, отведенное на выполнение соответствующих заданий III и заключительного этапов республиканской олимпиады.
При составлении заданий олимпиады рекомендуем включать темы и вопросы, содержащиеся как в школьной программе, так и находящиеся за её пределами.
Задания I этапа олимпиады содержат, как правило, вопросы и упражнения различных типов и степеней сложности. В них должно быть несколько более простых, «утешительных» вопросов для менее подготовленных или впервые участвующих в олимпиаде учащихся.
Сложные вопросы I этапа олимпиады должны играть главную роль в отборе победителей олимпиады. Их решение требует от участников олимпиады большого напряжения сил, и с ними могут справиться лишь те учащиеся, которые находятся на достаточно высокой ступени интеллектуального развития и овладения системой необходимых знаний.
По всем вопросам составления заданий I этапа олимпиады, организации и проведению I и II этапов олимпиады необходимо обращаться к методистам ГУО «Гомельский областной институт развития образования».