Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Охрана детства

Дата: 27 ноября 2021 в 10:34, Обновлено 3 октября в 07:55

Изображение

Охрана детства является главным институтом, целью которого является поддержания благополучия и безопасности детей.

Государственная политика Республики Беларусь  в области охраны детства

           

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 сентября 2017 г. № 710

Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы

На основании абзаца седьмого части первой статьи 16 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы (далее – Национальный план).

2. Министерству образования:

осуществлять координацию и контроль за ходом реализации Национального плана;

обеспечить рассмотрение хода реализации мероприятий Национального плана на заседаниях Национальной комиссии по правам ребенка;

ежегодно до 20 марта года, следующего за отчетным, представлять информацию о ходе выполнения Национального плана в Совет Министров Республики Беларусь.

3. Исполнителям Национального плана ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в Министерство образования информацию о ходе его выполнения.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

УТВЕРЖДЕНО

Постановление 
Совета Министров
Республики Беларусь

22.09.2017 № 710

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы (далее – Национальный план) является программным документом, направленным на реализацию Республикой Беларусь положений Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, создание условий для защиты прав и законных интересов детей, условий для свободного и эффективного участия детей и молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии государства и общества.

Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Охрана прав детей в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 33, ст. 430; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 2/215), Кодексом Республики Беларусь о браке и семье. Нормы, касающиеся прав ребенка, содержатся в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Гражданском, Жилищном кодексах, Кодексе об образовании и других кодексах Республики Беларусь, а также законах Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 89, 2/80), 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2013, 2/2005; 15.07.2017, 2/2471).

Национальный план разработан в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2016, 1/16792), Государственной программой о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.02.2016, 5/41675), Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2016, 5/41840), Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.04.2016, 5/41915), а также Национальным планом действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2017 г. № 149 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.02.2017, 5/43382), и иными документами.

Национальное законодательство в области охраны прав детей основывается на международных обязательствах Республики Беларусь и основных международных документах в данной области: Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка и ратифицированных Республикой Беларусь Факультативных протоколах к этой Конвенции, Замечаниях общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка к Конвенции о правах ребенка. При совершенствовании действующего законодательства государство также приняло во внимание Заключительные замечания Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка по результатам рассмотрения объединенного (третьего и четвертого) периодического доклада об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка в Республике Беларусь с 1999 по 2007 год.

Подписав Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка и иные международные договоры в сфере обеспечения прав детей, Республика Беларусь подтвердила приверженность к участию в деятельности по созданию для детей безопасных, обеспечивающих их полноценное развитие условий и, руководствуясь международными стандартами, предпринимает необходимые для этого меры.

Комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения положения детей и защиты их прав реализуется в рамках инициативы Детского Фонда Организации Объединенных наций (ЮНИСЕФ) «Город, дружественный детям» в 25 городах Республики Беларусь.

Согласно Докладу о человеческом развитии (2016 год), подготовленному в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Республика Беларусь заняла 52-е место в мировом ежегодном рейтинге по индексу человеческого развития. Одним из условий, способствующих стабильному положению Республики Беларусь в этом рейтинге, является большой процент охвата детей базовым и общим средним образованием. Государственные гарантии на получение бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального, дополнительного образования реализуются в государственных учреждениях образования для всех детей без каких-либо ограничений.

На 1 января 2017 г. в Республике Беларусь проживало 1852,2 тыс. несовершеннолетних. Здоровье, образование, духовно-нравственные ценности, социальные и личностные качества, гражданская позиция и политическая активность, выбор жизненных приоритетов этой группы граждан будут напрямую влиять на развитие страны в ближайшем будущем, в том числе на уровень рождаемости, благополучие института семьи, темпы развития экономики, социально-политическую стабильность государства и безопасность общества.

В республике создана стабильная и эффективная система мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей. Наряду с мерами материальной поддержки (10 видов пособий) семьям, воспитывающим детей, предоставлены правовые гарантии в области трудового, налогового, пенсионного законодательства. Дополнительные преференции предоставлены отдельным категориям таких семей. Внедряются новые виды социальных услуг: социальный патронат, услуга «социальной передышки», услуга почасового ухода за малолетними детьми и другое.

Ведется целенаправленная работа по противодействию всем формам насилия, в том числе семейному, по обучению детей безопасному и ответственному социальному поведению.

В Республике Беларусь развивается система охраны детства, обеспечивающая реализацию права ребенка на воспитание в семье. Приоритетной задачей государственных органов, учреждений образования является устройство детей-сирот в замещающие семьи (усыновление, установление опеки (попечительства), направление в приемную семью, в детский дом семейного типа). Достигнуты значительные результаты в решении проблемы деинституционализации детей-сирот, в том числе детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). Более 80 процентов детей-сирот устроены на воспитание в семьи граждан Республики Беларусь, что позволило за последние 10 лет сократить сеть интернатных учреждений системы образования на 56 процентов, системы здравоохранения – на 20 процентов. Внедряются новые подходы в подготовке к самостоятельному проживанию детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, в том числе детей-инвалидов и детей с ОПФР.

Объединение ресурсов и усилий государственных органов и общественных объединений позволило достичь значительных результатов в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении: уровень социального сиротства за последние 5 лет снижен на 16 процентов.

Реализованы меры по противодействию распространению и употреблению психоактивных веществ, профилактике кризисных состояний среди детей, что позволило за последние 10 лет в 3,5 раза снизить потребление подростками табака, на 38 процентов сократить количество суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Достигнут прогресс в мероприятиях по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Существенный вклад в эту работу вносят общественные объединения, использующие в своей деятельности инновационные социальные технологии, позволяющие вовлечь детей в волонтерскую работу и социально значимые проекты.

Государственная поддержка материнства и детства, охрана здоровья матери и ребенка, создание условий для рождения здоровых детей, уменьшение инвалидности с детства, стабилизация показателей детской смертности являются стратегическими приоритетами деятельности системы здравоохранения. Заболеваемость, инвалидность и смертность детей являются важными критериями, которые определяют эффективность медицинских и социальных мероприятий, объем планирования различных видов медицинской помощи и разработку основных направлений межведомственного взаимодействия.

В республике значительно снизился уровень детской смертности, показатель младенческой смертности является одним из самых низких среди европейских стран.

Вместе с тем наблюдается увеличение числа детей с заболеваниями органов зрения, уха, врожденными пороками развития, новообразованиями.

Сохраняется тенденция роста первичной инвалидности детей, которая в 2016 году составила 21,1 на 10 000 детей (в 2012 году – 17,8). Основными ее причинами являются врожденные пороки (25,3 процента), болезни нервной системы (16,8 процента), психические расстройства и расстройства поведения (16,6 процента), болезни эндокринной системы (11,4 процента).

Увеличение числа детей-инвалидов и детей с ОПФР повышает значимость решения задач по дальнейшему развитию инклюзивного образования, расширению возможностей преодоления социальной изолированности этих категорий детей и в конечном итоге – обеспечению реализации права каждого ребенка на образование.

Возникновение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, напрямую зависит от степени распространения в подростковой среде моделей рискованного поведения (насилие, агрессия и аутоагрессия, употребление алкоголя, психоактивных веществ, раннее начало половой жизни), а также от недостаточной информированности несовершеннолетних, их родителей о последствиях рискованного поведения, способах оценки и профилактики рисков. Проблемы в коммуникации, недостаток активных, социально полезных и значимых для детей форм общения и взаимодействия ведут к нарастанию тенденций проблемного поведения: от индивидуальных и групповых форм буллинга до самоизоляции и формирования интернет-зависимости.

Защита прав детей в Республике Беларусь является важнейшей политической, социальной и экономической задачей.

Воспитание молодых граждан, готовых к активному взаимодействию с государством, участию в принятии ответственных решений, – необходимое условие интеграции ответственной и социально активной молодежи в общественно-политическую жизнь страны. Для создания благоприятных условий жизни и развития детей консолидированы усилия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений.

Цель Национального плана – обеспечение правовых, организационных и институциональных условий для улучшения положения детей в Республике Беларусь, совершенствование механизмов реализации и охраны их прав.

Национальный план будет содействовать решению следующих задач:

укрепление правовой защиты детства и формирование правовой культуры общества;

осуществление охраны материнства и детства;

совершенствование механизма реализации прав детей на социальную защиту и инклюзию;

обеспечение охраны здоровья детей, безопасности жизнедеятельности, содействие их здоровому образу жизни;

системное противодействие информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей;

реализация международного сотрудничества в интересах прав детей;

реализация права детей на:

развитие в раннем возрасте;

качественное образование;

проживание и воспитание в семейном окружении (поддержка семьи и профилактика социального сиротства);

защиту от насилия, угрозы торговли людьми и эксплуатации;

доступ к справедливому правосудию (профилактика правонарушений несовершеннолетних);

участие в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Координатором деятельности по реализации Национального плана является Национальная комиссия по правам ребенка.

Реализация мероприятий Национального плана согласно приложению будет осуществляться республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами с привлечением общественных объединений, финансового и технического потенциала международных организаций. Местными исполнительными и распорядительными органами для этих целей ежегодно будут разрабатываться региональные планы по реализации мероприятий Национального плана.

Финансирование мероприятий Национального плана будет осуществляться в пределах средств, выделяемых в установленном порядке органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам из республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.