Тема: Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта
Цель урока: формирование у учащихся общего представления о декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта.
Задачи урока:
- Показать отношение древнеегипетских мастеров к предметам быта в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства.
- Познакомить учащихся с особенностями предметов декоративно-прикладного искусства Древнего Египта;
- Формировать умение характеризовать произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта
- Воспитать уважение к художественной культуре Древнего Египта.
Тип урока: комбинированный
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, художественно иллюстративный материал, раздаточный материал, техническое оборудование
Эпиграф: «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - деяние человека, отнимающее у смерти ее добычу» (из древнеегипетских текстов)
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы многое узнали о культуре Древнего Египта. Мы знаем о ритуально-магической основе древнеегипетского искусства , о художественном каноне, соблюдаемом в изобразительном искусстве и скульптуре…Но древние египтяне прославились еще и как потрясающие мастера-ремесленники, изобретатели сложных технологий. Они достиг высочайшего мастерства в декоративно-прикладном искусстве (- широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными (Имеющий практическое назначение или направленный на достижение практических целей, извлечение материальной пользы.) и художественными функциями).СЛАЙД2Сегодня, ребята, мы и будем вести разговор именно об этом виде искусства.
- Подготовка к работе на основном этапе урока
- Актуализация знаний учащихся
Учитель:Эпиграфом нашего урока стали слова из древнеегипетского текста: «…» Давайте попробуем объяснить смысл этого выражения.(СЛАЙД 3)
Учащиеся: размышляют над смыслом высказывания
Учитель: талант и мастерство людей не исчезают во времени, забвение и смерть не властны над произведениями искусства. Даже если в веках не осталось имени автора произведения, мы все равно восхищаемся его прекрасными творениями и мастерством.
Учитель: Молодцы, все верно. Часто при рассмотрении искусства какой-либо страны декоративно-прикладному искусству уделяют мало внимания. Как вы думаете почему и правильно ли это?
Учащиеся:(если необходимо, то с помощью учителя) приходят к выводу, что декоративно-прикладное искусство представляет отдельный пласт художественной культуры. Возможно, недостаточное внимание этим произведениям уделяется из-за их утилитарного предназначения. Но в руках мастера предметы ремесла приобретают художественное звучание.
Учитель:Возможно, вы можете назвать известные вам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта
Учащиеся: как правило, вспоминают об украшениях, предметах быта.
- Мотивация деятельности учащихся
Учитель: Рассмотрите, пожалуйста, произведения древнеегипетского искусства «Золотой трон Тутанхамона», «Алебастровый сосуд из гробницы Тутанхамона», «Погребальная маска Тутанхамона», «Сандалии Тутанхамона», «Каменный сосуд в виде утки», Подвеска в виде жука скарабея» (СЛАЙД 4)в учебном пособии (с. 41-43 парагр8 и раб тетр с.28-29 парагр 8.). Что объединяет рассмотренные предметы.
Учащиеся: определяют, что все рассмотренные предметы относятся к декоративно-прикладному искусству. Эти изделия служили людям в их повседневной жизни или были предметами культа, а со временем стали цениться как произведения искусства высочайшего мастерства.
- Целеполагание деятельности учащихся
Учитель:Сегодня в поле нашего внимания не грандиозные пирамиды, но не менее своеобразные, вдохновляющие и уникальные произведения искусства. Мы обсудим особенности мебели и посуды, ткани и одежды, ювелирного искусства – прекрасного наследия египтян.
- Изучение новой темы
Учитель: Египтяне, отлично владели ремеслом изготовления различных предметов быта, элементов декора, ювелирных украшений. Для их изготовления мастера использовали различные материалы: гипс, алебастр, металлы, дерево, фарфор, фаянс, слоновую кость, стекло и др. (СЛАЙД 5,6)
Учащиеся:Каждое керамическое изделие полировали, а сверху наносили роспись. Это могли быть просто круги и полоски, а иногда и целые сюжетные картины.
Учащиеся:выполняют задание 5 в рабочей тетради (с.30)
Учитель:Среди тысяч великолепных и роскошных изделий гробницы Тутанхамона есть выполненные из алебастра. Алебастр легко обрабатывался был мягче гранита и пропускал солнечный свет, поэтому можно было изготовить изящные, тонкие, полупрозрачные вещи.
Учащиеся:выполняют задание 5 в рабочей тетради (с.29) (СЛАЙД 7)
Учитель:Сдавайте посмотрим сюжет «Ювелирные украшения, амулеты и декоративно-прикладное искусство древних египтян», который транслировался в программе «Семь дней истории» на телеканале «365 дней ТВ». После программы поделитесь вашими впечатлениями об этом сюжете.
Учащиеся:смотрят видеофрагмент, делятся впечатлениями.
Учитель:В видеофрагменте рассказывалось об амулетах. Скажите, пожалуйста, что такое амулет. Каково его назначение.
Учащиеся:отвечают на вопрос (предмет, обладающий магическими силами, защищающий от бед и потерь, приносящий счастье)
Учитель:Многие произведения декоративно-прикладного искусства носили религиозный характер, были связаны с погребальным культом. Чаще всего изделия находили в гробницах фараонов и знати, так как в потустороннем мире надо было обеспечить умершего всеми необходимыми вещами. Так гробницы донесли до нас замечательные образцы изделий из керамики (погребальные урны, посуду, вазы), искусно выполненное оружие, статуэтки богов, ювелирные украшения.
Давайте обратим внимание на предметы, которые использовались в повседневной жизни – пекторали, о которых шла речь в видеофрагменте. Что это за изделия? Для чего они создавались?
Учащиеся:отвечают на вопрос (нагрудное украшение; могло быть защитной частью амуниции воина) (СЛАЙД 8)
Учащиеся:выполняют задание в рабочей тетради 3 и 4с28-29 (СЛАЙД 9)
Физкультминутка
Учитель:Египетские фараоны и знать использовали в быту несколько видов мебели, которую чаще делали из дерева (Почему в Египте ценились изделия из дерева?(В Египте мало лесов, и древесина здесь всегда была дорогим материалом)). Роскошно украшали разнообразные ларцы для вещей и драгоценностей. Рассмотрите изображения древнеегипетской мебели. Как она была украшена?(СЛАЙД 10)(просмотр сундука из гробницы Тутанхамона (14 в. до н.э) )
Учащиеся:отвечают на вопрос (фараон показан на боевой колеснице во главе войска, которое поражает врагов ) (СЛАЙД 11) дополнение учителя (точеные головы животных и лапы зверей украшали изголовье и ножки кроватей. В египетской мебели преобладали волнообразные линии, мягкие и изогнутые. Для сидения использовались и табуреты и стулья, и скамеечки и кресла)
Учитель: Самыми роскошными были троны фараонов ( Учитель демонстрирует учащимся изображение золотого трона Тутанхамона. Трон из дерева, облицованный золотыми пластинами. На спинке изображен сюжет, который очень отличается от изображений других царей Египта. Как вы думаете, в чем необычность этого сюжета?) (СЛАЙД 13)
Учащиеся:отвечают на вопрос
Учитель:Дело в том, что фараон на этом изображении передан с нарушением художественного канона: он покачивается, сидя на стуле, рука спокойно и небрежно опирается на спинку, нет ощущения, что молодой фараон занят важными делами, он беседует с женой. Над Тутанхамоном возносится солнечный диск с лучами –ладонями. Великолепие трону придает эмаль, стекло и драгоценные камни, украшающие пластины из золота. Трон был изготовлен в 14 в.дон.эи за более чем три тысячи лет его цвета не потускнели. Ножки в форме львиных лап и ручки, украшенные львиными головами, - воплощение силы, власти, могущества
- Подведение итогов урока
Учитель:Мы говорили о декоративно-прикладном искусстве, о мастерстве и таланте ремесленников. Давайте назовем особенности древнеегипетского декоративно-прикладного искусства.
Учитель:Какие из рассмотренных на уроке изделий вам особенно понравились и почему?
Учащиеся:отвечают на вопрос, обосновывают свое мнение.
- Рефлексия
Учитель предлагает учащимся устно кратко ответить на вопрос: «Что бы вы рассказали о сегодняшнем уроке человеку, который никогда ничего не слышал о культуре Древнего Египта»