Урок с применением нестандартных приемов по химии в 7 классе на тему: «Понятие о кислотах»
Цель: изучить состав формул, определение кислот, индикаторов, физические и химические свойства кислот, заинтересовать учащихся предметом, развить в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать, помочь учащимся проявить свои способности.
Задачи:
Образовательная:сформировать представление о кислотах, умение определять кислоты, их состав, названия некоторых неорганических кислот, практически определять кислоты с помощью индикатора;
Развивающая: развивать связанную речь в процессе деятельности, зрительную память, мышление (обобщать, анализировать, классифицировать);
Воспитательная: развивать мышление, внимание, память, познавательные интересы, навыки самостоятельной работы при выполнении химических упражнений, умение рассуждать, интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Форма урока: урок-игра, урок- беседа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый.
Материалы и оборудование:доска, учебник, раздаточный материал, штатив для пробирок, пробирки (3 шт.), растворы серной кислоты и соляной кислоты, индикаторы, универсальный индикатор.
Структура урока:
- Организационный момент (0,3 - 1 минута);
- Фронтальный опрос (5 минут);
- Определение темы и целей урока, подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний (5 минут);
- Изучение новой темы (17 минут);
- Первичное закрепление материала (3 минуты);
- Практическая часть (7 минут);
- Проверка (беседа) усвоения учебного материала учащимися (4 минут);
- Итоги урока (2 минуты);
- Домашнее задание (1 минута).
Ход урока:
- Организационный момент
Подготовка к уроку, приветствие, проверка присутствующих.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки, написать на них свое имя и отметить свое настроение (веселое, обычное, угрюмое).
- Фронтальный опрос
- Какой химический символ у водорода?
- Как переводится название водород?
- Как записывается водород?
- Кто открыл водород?
- Где он распространен?
- Какая у него относительная атомная масса, молярная масса, относительная молекулярная, молярный объем?
- Назовите физические свойства водорода.
- Если наполнить шарики водородом, кислородом и углекислым газом, то что с ними произойдет?
Дать карточки (4 человека).
- Определение темы и целей урока, подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. У нас будет урок-игра на тему: «Кислоты».
Ребята! А вы что-нибудь слышали о кислотах? (отвечают).
Например:
1) изучая биологию вы узнали, что соляная кислота входит в состав желудочного сока. Какие функции она выполняет? (В составе желудочного сока 0,3% HCl; эта кислота способствует перевариванию пищи и уничтожает болезнетворные бактерии).
2) А вы знаете о существовании Озера Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это не так.
И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой не что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника.
3) Смесь двух кислот азотной и соляной в пропорции 1 к 3, представляет собой жидкость желтого цвета и обладает уникальной способностью растворять многие благородные металлы (золото, платину), за что получила название «Царской водки». Это сильные неорганические кислоты.
4) Существуют еще кислоты средней силы и слабые. Не многие знают, что важным ингредиентом популярной Кока-колы является «средняя» ортофосфорная кислота.
К слабым кислотам относятся борная (необходима для изготовления керамики, косметики), угольная (фруктовых напитков), мышьяковая (замечательное дезинфицирующее средство).
5) Органические кислоты еще слабее. Муравьиная кислота названа так потому, что в момент опасности выделяется муравьями для предупреждения других обитателей муравейника, и защиты от хищников. Весьма полезна для больших млекопитающих. После зимнего сна медведи, ложась на муравейник, избавляются от паразитирующих насекомых.
У теплокровных животных в процессе обмена веществ вырабатывается небольшое количество молочной кислоты, и ее запах позволяет комарам и другим кровососущим насекомым находить свои жертвы.
А теперь давайте ближе познакомимся с ними.
- Изучение новой темы
Задание 1 И мы сразу приступаем к следующему заданию.
На средней доске написано два слова «Оксиды» и «Основания» и знак вопроса, а на правой – формулы веществ. Мне нужно два человека для того чтобы соотнести формулы к словам на средней доске. Один ученик будет выбирать формулы для оксидов, а другой для оснований. При этом зачеркивайте формулы.
Задание 2 Вот мы увидели формулы кислот. Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: «Понятие о кислотах».
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Вы вычислили, что везде есть водород, а я скажу, что все, что стоит после водорода – называется кислотным остатком.
Кислота = н + кислотный остаток (схему зарисовываем в тетрадь).
А теперь попробуйте сформулировать определение, что же такое кислота (учащиеся выдвигают свои версии). Хорошо. У вас есть книга, открыв которую на стр. 134 вы можете проверить – так ли это (читают определение и записывают его в тетрадь).
Задание 3 Теперь разберемся, как же можно называть кислоты? (к корню прибавляется суффикс Н и окончание АЯ).
А сейчас вы увидите: с одной стороны, записаны формулы, а с другой – названия некоторых кислот. Ваша задача, внимательно прочитав формулы, установить соответствие названия каждой формуле и их соединить. Подсказка скрывается в кислотном остатке.
Запишите формулы в тетрадь в столбик – они на доске, и в параграфе – найдите названия этих кислот. Также давайте прочитаем кислотные остатки (по формулам на доске).
Задание 4 Правила техники безопасности.
Кислоты требуют очень осторожного обращения.
Особенно коварна серная кислота. При попадании кислоты на кожу происходит сильнейший ожог.
Запомните правило:
Сначала вода, потом кислота,
Иначе случится большая беда!
При попадании кислоты на кожу, ее необходимо промыть 5% раствором соды.
Задание 5 Известно, что при добавлении в крепкий чай лимона цвет чая становится светлее. Так воздействует на чай лимонная кислота. Кислоты способны изменять окраску некоторых красящих веществ. С помощью этого свойства можно отличить кислоты от других веществ.
А теперь посмотрим, как можно определять кислоты. Чем определяли щелочи? (индикаторами).
Индикаторы – это органические вещества, которые изменяют свою окраску в присутствии кислот и ряда других веществ.
Для обнаружения в растворах кислот используют индикаторы лакмус, метиловый оранжевый (метилоранж), а также универсальный индикатор. Это полоска фильтровальной бумаги, пропитанная смесью индикаторов.
На рис. 98 вы можете увидеть окраску индикаторов в воде.
А на рис. 99 индикаторы изменяют свой цвет, если в растворе есть кислоты.
Сейчас мы сделаем с вами лабораторный опыт, который покажет, как действует кислоты на индикаторы.
Для этого мы раздаем лабораторные тетради, а затем:
- В 2 пробирки с растворами HCl и H<sub>2</sub>SO<sub>4</sub>, добавляем по 1-2 к. раствора лакмуса. Отмечаете изменение цвета индикатора. Когда приливаю лакмус, то читаю стих:
Кислота и синий лакмус –
Лакмус сразу станет красным.
- В 2 пробирки с растворами тех же кислот добавляем по 1-2 к. раствора метилоранжа. Отмечаете наблюдаемые изменения.
- Налейте в пробирки новые порции кислот и опустите в каждую из них полоску универсальной индикаторной бумаги. Отмечаете, в какой цвет она окрашивается.
- Первичное закрепление материала
Нам с вами осталось пройти к последнему испытанию. Для этого нам понадобится ваша внимательность. Мы сыграем в игру «Склеенное слово» и объяснить, почему вы решили, что он лишний.
Игра «Склеенное слово»:
Задание: Перед вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Постарайтесь как можно быстрее просмотреть этот текст, найти, подчеркнуть и назвать их.
- Практическая часть
Теперь мы перейдем к практической части нашего урока и сделаем задания под номером № 2 в тетради, устно № 4,6,7.
- Проверка (беседа) усвоения учебного материала учащимися
- Мы сегодня на уроке так много говорили о кислотах, поэтому попытайтесь дать им определение: так что же такое кислота? Ученики дают определение сами.
- Атомы какого химического элемента входят в состав всех кислот?
- Что такое индикаторы?
- Какие мы использовали индикаторы для определения кислот и как поменялась окраска?
- Какой индикатор мы не использовали? Почему?
- Итоги урока
- Учитель подводит итоги, дает краткую оценку работе учащихся. Учитель должен похвалить учащихся, которые проявили инициативу, отметить яркие ответы, так же следует отметить недостатки, неточности в выступлениях.
- Выставление оценок.
- Школьники высказывают мнение об уроке, о своих затруднениях.
Нарисуйте на листочках с вашим настроением в начале урока свое настроение в конце урока.
Рефлексия.
Что нового узнали о кислотах? Что было трудно? Чему научились?
Урок |
Я на уроке |
Итог |
Интересно |
Работал |
Понял |
Скучно |
Отдыхал |
Узнал больше, чем знал |
Безразлично |
Помогал другим |
Не понял |
- Домашнее задание
Урок-игра в 8 классе на повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме: «Основные классы неорганических соединений»
Цель: закрепить и обобщить знания об основных классах неорганических соединений в занимательной форме у учащихся 7 класса.
Задачи:
- Создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний, учащихся по данной теме;
- Продолжить формирование умений составлять формулы веществ по их названиям, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей, способы получения веществ различных классов;
- Продолжить работу по развитию интереса к химическим занятиям, навыкам самоанализа и самоконтроля, по воспитании чувства ответственности каждого перед коллективом.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
понятия: классы неорганических соединений.
Учащиеся должны уметь:
называть: вещества по химическим формулам, классы неорганических соединений;
составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей, способы получения веществ различных классов.
Тип урока: урок-игра, урок обобщения систематизации знаний и умений.
Подготовка к уроку:
1) Составление заданий для конкурсов.
2) Оформление доски. 4 таблицы для учета результатов соревнования каждому консультанту и общую таблицу.
3) Приготовление реактивов и призов.
4) Деление класса на 4 команды (жеребьевка).
5) За неделю до урока, объявление темы и вопросов для повторения.
Ход урока
Организационный момент
1) Вступительное слово учителя: цель урока, правила игры, представление классу ведущего и консультантов.
2) Консультанты проверяют задания каждого конкурса, записывают результаты в таблицу на доске.
3) Ведущий объявляет общие результаты.
4) Учитель анализирует деятельность каждой команды, вручает призы.
Основная часть урока
Конкурс 1 Вставьте пропущенное слово.
Оксиды – это ....... вещества, состоящие из элементов, один из которых - ........ со степенью окисления ..... ...
Общая формула оксидов ___________
Основания – это ....... вещества, состоящие из ионов ........ и связанных с ними одного или нескольких ......... – .....
Общая формула оснований ____________
Кислоты – это ....... вещества, молекулы которых состоят из атомов ....... и .......... ........
Общая формула кислот ________________
Соли – это .... вещества, состоящие из ионов ......... и .......... .......
Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ....... на ионы ........
Общая формула солей ________________
“Третий лишний”.
Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.
- , , ;
Конкурс 5 Восстановите формулы веществ.
Впишите вместо многоточий формулы веществ в уравнениях реакций.
1. 2Fe = ... + O
2. Ba + ... = Ba + 2 O
3 ... + = Ca + O
4 ... + Cu = Cu +
5. Fe + ... =Fe + 2 O
Конкурс 6 " Блиц"
Вопросы читает ведущий.
Какое из перечисленных утверждений не характерно для оксидов щелочных металлов? 1. Растворяются в воде; 2. взаимодействуют с основаниями; 3. взаимодействуют с кислотными оксидами.
Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для основных оксидов? 1. с кислотами; 2.с основаниями; 3. с кислотными оксидами.
Негашенная известь – это: 1. гидроксид кальция. 2. серная кислота. 3. оксид кальция.
Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для кислотных оксидов? 1. с кислотами; 2. с основаниями; 3. с основными оксидам.
Конкурс 7 "Кто быстрее".
Даны вещества: Zn, Cu, , CuO, NaOH, Ba , .
Какие из них будут взаимодействовать между собой. Составьте за одну минуту как можно больше уравнений.
Конкурс 8 “Остров Оксидов”.
Составьте формулы названных в тексте оксидов, и вы узнаете, где эти вещества встречаются в природе.
< >В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия… (глина), оксид кремния (IV)… (песок), оксид железа (III)… (содержится в красном железняке).Водная оболочка – гидросфера – это оксид водорода… В воздухе есть оксид углерода (IV)… (углекислый газ).В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II)… (угарный газ), оксид серы (IV)… (сернистый газ), оксид азота (II)… и оксид азота (IV)… .Урок
Я на уроке
Итог
Интересно
Работал
Понял
Скучно
Отдыхал
Узнал больше, чем знал
Безразлично
Помогал другим
Не понял
Домашнее задание