Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Хімія

Дата: 27 ноября 2018 в 10:13, Обновлено 28 марта 2020 в 11:49

Урок с применением нестандартных приемов по химии в 7 классе на тему: «Понятие о кислотах»

Цель: изучить состав формул, определение кислот, индикаторов, физические и химические свойства кислот, заинтересовать учащихся предметом, развить в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать, помочь учащимся проявить свои способности.

Задачи:

Образовательная:сформировать представление о кислотах, умение определять кислоты, их состав, названия некоторых неорганических кислот, практически определять кислоты с помощью индикатора;

Развивающая: развивать связанную речь в процессе деятельности, зрительную память, мышление (обобщать, анализировать, классифицировать);

Воспитательная: развивать мышление, внимание, память, познавательные интересы, навыки самостоятельной работы при выполнении химических упражнений, умение рассуждать, интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Форма урока: урок-игра, урок- беседа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый.

Материалы и оборудование:доска, учебник, раздаточный материал, штатив для пробирок, пробирки (3 шт.), растворы серной кислоты и соляной кислоты, индикаторы, универсальный индикатор.

Структура урока:

  1. Организационный момент (0,3 - 1 минута);
  2. Фронтальный опрос (5 минут);
  3. Определение темы и целей урока, подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний (5 минут);
  4. Изучение новой темы (17 минут);
  5. Первичное закрепление материала (3 минуты);
  6. Практическая часть (7 минут);
  7. Проверка (беседа) усвоения учебного материала учащимися (4 минут);
  8.  Итоги урока (2 минуты);
  9. Домашнее задание (1 минута).

Ход урока:

  1. Организационный момент

Подготовка к уроку, приветствие, проверка присутствующих.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки, написать на них свое имя и отметить свое настроение (веселое, обычное, угрюмое).

  1. Фронтальный опрос
  • Какой химический символ у водорода?
  • Как переводится название водород?
  • Как записывается водород?
  • Кто открыл водород?
  • Где он распространен?
  • Какая у него относительная атомная масса, молярная масса, относительная молекулярная, молярный объем?
  • Назовите физические свойства водорода.
  • Если наполнить шарики водородом, кислородом и углекислым газом, то что с ними произойдет?

Дать карточки (4 человека).

  1. Определение темы и целей урока, подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. У нас будет урок-игра на тему: «Кислоты».

Ребята! А вы что-нибудь слышали о кислотах? (отвечают).

Например:

1) изучая биологию вы узнали, что соляная кислота входит в состав желудочного сока. Какие функции она выполняет? (В составе желудочного сока 0,3% HCl; эта кислота способствует перевариванию пищи и уничтожает болезнетворные бактерии).

2) А вы знаете о существовании Озера Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это не так.

И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой не что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника.

3) Смесь двух кислот азотной и соляной в пропорции 1 к 3, представляет собой жидкость желтого цвета и обладает уникальной способностью растворять многие благородные металлы (золото, платину), за что получила название «Царской водки». Это сильные неорганические кислоты.

4) Существуют еще кислоты средней силы и слабые. Не многие знают, что важным ингредиентом популярной Кока-колы является «средняя» ортофосфорная кислота.

К слабым кислотам относятся борная (необходима для изготовления керамики, косметики), угольная (фруктовых напитков), мышьяковая (замечательное дезинфицирующее средство).

5) Органические кислоты еще слабее. Муравьиная кислота названа так потому, что в момент опасности выделяется муравьями для предупреждения других обитателей муравейника, и защиты от хищников. Весьма полезна для больших млекопитающих. После зимнего сна медведи, ложась на муравейник, избавляются от паразитирующих насекомых.

У теплокровных животных в процессе обмена веществ вырабатывается небольшое количество молочной кислоты, и ее запах позволяет комарам и другим кровососущим насекомым находить свои жертвы.

А теперь давайте ближе познакомимся с ними.

  1. Изучение новой темы 

Задание 1 И мы сразу приступаем к следующему заданию.

На средней доске написано два слова «Оксиды» и «Основания» и знак вопроса, а на правой – формулы веществ. Мне нужно два человека для того чтобы соотнести формулы к словам на средней доске. Один ученик будет выбирать формулы для оксидов, а другой для оснований. При этом зачеркивайте формулы.

Задание 2 Вот мы увидели формулы кислот. Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: «Понятие о кислотах».

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Вы вычислили, что везде есть водород, а я скажу, что все, что стоит после водорода – называется кислотным остатком.

Кислота = н + кислотный остаток (схему зарисовываем в тетрадь).

А теперь попробуйте сформулировать определение, что же такое кислота (учащиеся выдвигают свои версии). Хорошо. У вас есть книга, открыв которую на стр. 134 вы можете проверить – так ли это (читают определение и записывают его в тетрадь).

Задание 3 Теперь разберемся, как же можно называть кислоты? (к корню прибавляется суффикс Н и окончание АЯ).

А сейчас вы увидите: с одной стороны, записаны формулы, а с другой – названия некоторых кислот. Ваша задача, внимательно прочитав формулы, установить соответствие названия каждой формуле и их соединить. Подсказка скрывается в кислотном остатке.

Запишите формулы в тетрадь в столбик – они на доске, и в параграфе – найдите названия этих кислот. Также давайте прочитаем кислотные остатки (по формулам на доске).

Задание 4 Правила техники безопасности.

Кислоты требуют очень осторожного обращения.

Особенно коварна серная кислота. При попадании кислоты на кожу происходит сильнейший ожог.

Запомните правило:

Сначала вода, потом кислота,

Иначе случится большая беда!

При попадании кислоты на кожу, ее необходимо промыть 5% раствором соды.

Задание 5 Из­вест­но, что при до­бав­ле­нии в креп­кий чай ли­мо­на цвет чая ста­но­вит­ся свет­лее. Так воз­дей­ству­ет на чай ли­мон­ная кис­ло­та. Кис­ло­ты спо­соб­ны из­ме­нять окрас­ку неко­то­рых кра­ся­щих ве­ществ. С по­мо­щью этого свой­ства можно от­ли­чить кис­ло­ты от дру­гих ве­ществ.

А теперь посмотрим, как можно определять кислоты. Чем определяли щелочи? (индикаторами).

Индикаторы – это органические вещества, которые изменяют свою окраску в присутствии кислот и ряда других веществ.

Для обнаружения в растворах кислот используют индикаторы лакмус, метиловый оранжевый (метилоранж), а также универсальный индикатор. Это полоска фильтровальной бумаги, пропитанная смесью индикаторов.

На рис. 98 вы можете увидеть окраску индикаторов в воде.

А на рис. 99 индикаторы изменяют свой цвет, если в растворе есть кислоты.

Сейчас мы сделаем с вами лабораторный опыт, который покажет, как действует кислоты на индикаторы.

Для этого мы раздаем лабораторные тетради, а затем:

  1. В 2 пробирки с растворами HCl и H<sub>2</sub>SO<sub>4</sub>, добавляем по 1-2 к. раствора лакмуса. Отмечаете изменение цвета индикатора. Когда приливаю лакмус, то читаю стих:

Кислота и синий лакмус –

Лакмус сразу станет красным.

  1. В 2 пробирки с растворами тех же кислот добавляем по 1-2 к. раствора метилоранжа. Отмечаете наблюдаемые изменения.
  2. Налейте в пробирки новые порции кислот и опустите в каждую из них полоску универсальной индикаторной бумаги. Отмечаете, в какой цвет она окрашивается.
  1. Первичное закрепление материала

Нам с вами осталось пройти к последнему испытанию. Для этого нам понадобится ваша внимательность. Мы сыграем в игру «Склеенное слово» и объяснить, почему вы решили, что он лишний.

Игра «Склеенное слово»:

Задание: Перед вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Постарайтесь как можно быстрее просмотреть этот текст, найти, подчеркнуть и назвать их.

  1. Практическая часть

Теперь мы перейдем к практической части нашего урока и сделаем задания под номером № 2 в тетради, устно № 4,6,7.

  1. Проверка (беседа) усвоения учебного материала учащимися
  • Мы сегодня на уроке так много говорили о кислотах, поэтому попытайтесь дать им определение: так что же такое кислота? Ученики дают определение сами.
  • Атомы какого химического элемента входят в состав всех кислот?
  • Что такое индикаторы?
  • Какие мы использовали индикаторы для определения кислот и как поменялась окраска?
  • Какой индикатор мы не использовали? Почему?
  1. Итоги урока
  • Учитель подводит итоги, дает краткую оценку работе учащихся. Учитель должен похвалить учащихся, которые проявили инициативу, отметить яркие ответы, так же следует отметить недостатки, неточности в выступлениях.
  • Выставление оценок.
  • Школьники высказывают мнение об уроке, о своих затруднениях.

Нарисуйте на листочках с вашим настроением в начале урока свое настроение в конце урока.

Рефлексия.

Что нового узнали о кислотах? Что было трудно? Чему научились?

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

  1. Домашнее задание

Урок-игра в 8 классе на повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме: «Основные классы неорганических соединений»

Цель: закрепить и обобщить знания об основных классах неорганических соединений в занимательной форме у учащихся 7 класса.

Задачи:

  • Создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний, учащихся по данной теме;
  • Продолжить формирование умений составлять формулы веществ по их названиям, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей, способы получения веществ различных классов;
  • Продолжить работу по развитию интереса к химическим занятиям, навыкам самоанализа и самоконтроля, по воспитании чувства ответственности каждого перед коллективом.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

понятия: классы неорганических соединений.

Учащиеся должны уметь:

называть: вещества по химическим формулам, классы неорганических соединений;

составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей, способы получения веществ различных классов.

Тип урока: урок-игра, урок обобщения систематизации знаний и умений.

Подготовка к уроку:

1) Составление заданий для конкурсов.

2) Оформление доски. 4 таблицы для учета результатов соревнования каждому консультанту и общую таблицу.

3) Приготовление реактивов и призов.

4) Деление класса на 4 команды (жеребьевка).

5) За неделю до урока, объявление темы и вопросов для повторения.

Ход урока

Организационный момент

1) Вступительное слово учителя: цель урока, правила игры, представление классу ведущего и консультантов.

2) Консультанты проверяют задания каждого конкурса, записывают результаты в таблицу на доске.

3) Ведущий объявляет общие результаты.

4) Учитель анализирует деятельность каждой команды, вручает призы.

Основная часть урока

Конкурс 1 Вставьте пропущенное слово.

Оксиды – это ....... вещества, состоящие из элементов, один из которых - ........ со степенью окисления ..... ...

Общая формула оксидов ___________

Основания – это ....... вещества, состоящие из ионов ........ и связанных с ними одного или нескольких ......... – .....

Общая формула оснований ____________

Кислоты – это ....... вещества, молекулы которых состоят из атомов ....... и .......... ........

Общая формула кислот ________________

Соли – это .... вещества, состоящие из ионов ......... и .......... .......

Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ....... на ионы ........

Общая формула солей ________________

“Третий лишний”.

Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.

  •    ,  ;
< >Ва  , NaOH, Ca  ;RbOH, Zn  , LiOH;Fe  , KOH, Cu  ;BaO, CuO, CaO;H  ,  ,  .  O; Fe  ;  ; Ba  

Конкурс 5 Восстановите формулы веществ.

Впишите вместо многоточий формулы веществ в уравнениях реакций.

1. 2Fe   = ... +  O

2. Ba   + ... = Ba   + 2  O

3 ... +   = Ca   +  O

4 ... + Cu   = Cu  +  

5. Fe   + ... =Fe   + 2  O

Конкурс 6 " Блиц"

Вопросы читает ведущий.

Какое из перечисленных утверждений не характерно для оксидов щелочных металлов? 1. Растворяются в воде; 2. взаимодействуют с основаниями; 3. взаимодействуют с кислотными оксидами.

Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для основных оксидов? 1. с кислотами; 2.с основаниями; 3. с кислотными оксидами.

Негашенная известь – это: 1. гидроксид кальция. 2. серная кислота. 3. оксид кальция.

Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для кислотных оксидов? 1. с кислотами; 2. с основаниями; 3. с основными оксидам.

Конкурс 7 "Кто быстрее".

Даны вещества: Zn, Cu,  , CuO, NaOH, Ba  ,  .

Какие из них будут взаимодействовать между собой. Составьте за одну минуту как можно больше уравнений.

Конкурс 8 “Остров Оксидов”.

Составьте формулы названных в тексте оксидов, и вы узнаете, где эти вещества встречаются в природе.

< >В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия… (глина), оксид кремния (IV)… (песок), оксид железа (III)… (содержится в красном железняке).Водная оболочка – гидросфера – это оксид водорода… В воздухе есть оксид углерода (IV)… (углекислый газ).В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II)… (угарный газ), оксид серы (IV)… (сернистый газ), оксид азота (II)… и оксид азота (IV)… .

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Домашнее задание

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.