Тема: Основы семейного права
Цели урока:
- Обеспечить усвоение понятия семейное право;
- Раскрыть сущность понятия брак
- Научить характеризовать личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, права и обязанности родителей;
- Способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к семье, создать условия для воспитания культуры семейных отношений.
Тип урока – комбинированный
Форма урока – групповая работа с учебным пособием.
Оборудование:
- Кодекс РБ о браке и семье (ст. 3,13, 16-23, 26, 29, 30, 33, 34, 36, 38, 55, 69, 73,74, 80,89,92)
- Всеобщая декларация прав человека ст.16)
Новые понятия: брак, семья, брачный договор
План урока:
- Заключение и расторжение брака
- Права и обязанности супругов
- Права и обязанности родителей и детей.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания. (письменная работа по методике «Верно, неверно», учитель зачитывает вопросы дети отвечают, если верно ∩ если неверно _)
Проверочная работа по теме «Основы трудового права»
- трудовое право –это отрасль права, которая регулирует трудовые отношения между нанимателями и работниками. (верно)
- В обязательном порядке при устройстве на любую работу при себе необходимо иметь декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство (неверно, иногда)
- при приеме на работу по конкурсу или по результатам выборов предварительный испытательный срок устанавливается не более 1 месяца. (неверно, он вообще не устанавливается)
- Для устройства на работу, лицам достигшим 15 лет необходимо разрешение родителей (верно, разрешение необходимо от 14 до 16 лет)
- Несовершеннолетних запрещено использовать на тяжелых работах, за исключением случаев, когда на это дают разрешение родители (неверно, их запрещено использовать, даже с разрешения родителей)
- продолжительность рабочего времени для работников в возрасте от 14 до 16 лет не более 23 часов (верно)
- Продолжительность трудового отпуска составляет не менее 20 календарных дней (неверно, 24)
- Трудовой дисциплине подвергаются все работники, в том числе и наниматель (верно)
- И работник и работодатель имеет право на судебную защиту (верно)
- Рабочий имеет право на оплачиваемый отпуск после отработки в данном предприятии не менее 3 месяцев. (неверно, 6 месяцев)
- Наниматель, в соответствии с законодательством, имеет право отказать работнику моложе 18 лет в отпуске, в запрашиваемый им период. (неверно, трудовые отпуска работникам моложе 18 лет предоставляются в летнее время, либо в любое время по их желанию)
- Наниматели могут устанавливать доплаты к заработной плате учащихся (верно)
- Работник имеет право прекратить работу по истечении срока предупреждения нанимателя о расторжении трудового договора. (верно)
- Наниматель, в связи с законом, имеет право уволить работника, если тот отсутствовал на работе 2 часа в течение рабочего дня. (неверно, более 3 часов)
- Наниматель имеет право расторгнуть контракт, если работник в течение 4-х месяцев находился в состоянии нетрудоспособности (верно)
- Заработная плата работникам моложе 18 лет устанавливается меньше, чем заработная плата работникам соответствующей категории при полной продолжительности дня. (неверно, зар.плата пропорциональна.)
- Работник может отказаться от повышения квалификации. (верно, трудовое законодательство закрепляет обязанность нанимателя направлять работника на повышение квалификации. Однако обязанность работника проходить повышение квалификации законодательно не предусмотрена.)
- Актуализация знаний
На прошлом уроке мы познакомились с основами трудового права, которое регулирует взаимоотношения работника и нанимателя. Сегодня мы изучаем основы правовых отношений, которые возникают в семье. Создание семьи влечет за собой дополнительную ответственность, новые отношения, которые регулируются правом. Как вы думаете, какую роль играет семья для ребенка, взрослого человека, государства, человечества? Как вы считаете необходимо ли правовое регулирование семейных отношений.
- Изучение новой темы.
Семейное право- это отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, возникающие при заключении и расторжении брака, а также в процессе семейной жизни граждан (запись в тетрадь)
1. Заключение и расторжение брака
Запись понятий под диктовку в тетрадь
Брак- добровольный союз мужчины и женщины, который направлен на создание семьи и порождает взаимные права и обязанности сторон.
Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных между собой общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Сравните эти два понятия и сделайте вывод (семья-понятие более широкое, так как в отличие от брака составляет более сложную систему отношений)
Как вы считаете права и обязанности у супругов и родственников одинаковые?
А сейчас мы проследим за «жизненным циклом брака», т.е его зарождением, развитием, угасанием
На доске схема, с учащимися с помощью текста уч.пособия заполняем с.72-73 (Условия,заключение, расторжение)
Условия:
- Ст.17 Взаимное согласие лиц, вступающих в брак
- Ст.18 Вступающим в брак должно быть не менее 18 лет. В случаях беременности, рождения ребенка загс может снизить брачный возраст до 15 лет.
Не допускается заключение брака:
- Между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке (Ст.19)
- Между родственниками (Ст 19
- Между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слобоумия (Ст.19))
Заключение:
- Брак заключается в органах регистрирующих акты гражданского состояния (Ст15)
- Заключение брака происходит в срок, согласованный лицами, вступающими в брак, с органом регистрирующим акты гражданского состояния , но не ранее чем через 3 дня и не позднее чем через три месяца. (В исключительных случаях, обусловленных беременностью, наличием общего ребенка или особыми обстоятельствами, брак может быть заключен до истечения трехдневного срока, в том числе в день обращения. )
- Брачный возраст устанавливается в 18 лет
Расторжение:
- Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов, а при жизни супругов – вследствие расторжения брака. (Ст.34)
- При приеме искового заявления о расторжении брака суд предоставляет супругам трехмесячный срок для принятия мер к примирению, а также для достижения соглашения о совместных совершеннолетних детях и разделе имущества (Ст36)
- Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребенком возраста 3 лет без письменного согласия другого супруга (Ст 35)
- Жена имеет право подать иск на расторжение брака в любое время
2. Права и обязанности супругов
Личные неимущественные и имущественные права супругов в соответствии с КоБС (работа со статьями 20-33, заполнение таблицы)
Личные неимущественные права |
|
Личные имущественные права |
|
2. Права и обязанности супругов (комментированное чтение текста учебника с. 75-76)
Личные неимущественные и имущественные права родителей и детей в соответствии с КоБС
Личные неимущественные права |
1. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия – по указанию органа опеки и попечительства. Собственное имя ребенку дается с согласия родителей. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен. Собственное имя, записанное в записи акта о рождении первым, считается основным. Орган, регистрирующий акты гражданского состояния, не вправе отказать в присвоении ребенку выбранного родителями собственного имени, если только оно не противоречит нормам общественной морали, национальным традициям. (ст.69) 2. При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей о регистрации установления отцовства или решения суда об установлении отцовства, сведения об отце ребенка вносятся в запись акта о рождении по фамилии матери, собственное имя и отчество отца ребенка записываются по ее указанию или по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения. В случае, когда отцовство не установлено, права и обязанности ребенка возникают только в отношении матери и ее родственников. (ст 55) 3. Собственное имя ребенка может быть изменено по заявлению родителей в течение года после регистрации рождения ребенка, если при регистрации ему было дано собственное имя без учета пожелания родителей, или в течение шести лет после регистрации рождения, а в исключительных случаях – с согласия ребенка и органа опеки и попечительства до достижения шестнадцати лет, если ребенок фактически носит не то собственное имя, которое ему было дано при регистрации. (ст.71) 4. Местом жительства ребенка считается место жительства его родителей, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. Место жительства ребенка в случае отдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другим причинам определяется по обоюдному согласию родителей, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. Разногласия между родителями о том, с кем будет проживать ребенок, разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка. Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, возраст ребенка и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих материально-бытовых условий и нравственно-психологической атмосферы, обеспечения надлежащего уровня воспитания. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. При этом мнение ребенка по запросу суда выявляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. 5. Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что: они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка; они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком; они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка; они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком; в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой статьи 85-1 настоящего Кодекса. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. При отказе без уважительных причин взять ребенка из организации здравоохранения после рождения или при оставлении ребенка в организации здравоохранения после рождения в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав. При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства. |
Имущественные права |
1. Родители имеют право совершать от имени ребенка в возрасте до четырнадцати лет имущественные сделки, давать согласие на совершение сделок с детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также управлять имуществом ребенка до достижения им совершеннолетия как законные представители.При этом родители не вправе без согласия органа опеки и попечительства: отчуждать, отдавать в залог имущество, принадлежащее ребенку; отказываться от наследства от имени ребенка, принимать наследство под условием; отказываться от принятия в дар; требовать раздела имущества ребенка; совершать другие сделки, противоречащие интересам ребенка. Родители обязаны с надлежащей заботой осуществлять управление имуществом ребенка, сохранять размер этого имущества, а при возможности и умножать его. (ст 89) 2. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей. (ст.100) |
А знаете ли Вы, что:
1. в Ватикане запрет на развод действует до сих пор.
2. Бабушки и дедушки не должны заниматься воспитанием внуков. Если вы и решили попросить их посидеть с внуком, то должны им за это заплатить.
- Закрепление материала (фронтальная беседа)
1.Могут ли Вас насильно вступить в брак? Будет ли он считаться действительным? Можете ли вы сейчас вступить в брак?
2. Что такое брачный договор
Приведите пример личных неимущественных и личных имущественных прав и обязанностей родителей и детей.
- Рефлексия.
- Выставление отметок
- Дом зад – парагр 8, доклад «Самые громкие разводы» , «Брачный договор в странах Западной Европы и США»