Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Аттестация

Дата: 23 октября 2023 в 17:13

Аттестация педагогических работников

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.

Аттестационная комиссия 

Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав. Персональный состав комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования и доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии 1 год со дня издания приказа руководителя.

К аттестационным материалам относятся:

Заявления на прохождение аттестации:

  • Педагогический работник, изъявивший желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, в аттестационную комиссию подаёт заявление (п.17 Инструкции). Заявление пишется от руки.
  • Педагогические работники, проходящие аттестацию в аттестационной комиссии отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа, подают заявление в аттестационную комиссию отдела образования, спорта и туризма. Заявление не подаётся на имя начальника отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.
  • Педагогический работник, желающий пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подает письменное заявление в аттестационной комиссию отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа (ч.1. п.15 Инструкции). 
  • Регистрацию поданных заявлений на прохождение аттестации (выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена) осуществлять в день подачи заявления, выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена.
  • В заявлениях аттестуемых педагогических работников название должностей должны соответствовать названиям в квалификационном справочнике.
  • Срок принятия решения о допуске к аттестации (отказ в допуске) не должен превышать 1 месяц с даты подачи заявления (ч.2. п.17 Инструкции).

Направление:

  • Направление выдаётся на основании решения аттестационной комиссии (на присвоение высшей квалификационной категории), подписывается руководителям УО, заверяется печатью.
  • Аттестационная комиссия отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа выдает направление на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».

График прохождения аттестации:

  • График аттестации согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом.
  • Необходимо соблюдать следующую очерёдность аттестационных мероприятий:

 — заявление педагогического работника на прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории (ч.1 п.17 Инструкции);

 — протокол заседания аттестационной комиссии о допуске педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории, составление графика (дополнения к графику) прохождения аттестации (ч.2 п.17 Инструкции);

— заседание профсоюзного комитета о согласовании графика (дополнения к графику);

 — приказ руководителя УО о проведении аттестации (п.22 Инструкции).

  • При составлении графика необходимо учитывать сроки проведения аттестации:

— не более 3-х месяцев с даты ознакомления педагогического работника с приказом о проведении аттестации для претендентов на присвоение (подтверждение) второй и первой квалификационной категории;

— не более 4-х месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

В эти сроки не учитывается время нахождения педагогического работника в трудовом и (или) социальном отпуске, период временной нетрудоспособности (п.22 Инструкции (Постановление МО РБ 26.03.2014 №20)).

  • Необходимо строго соблюдать ч.5 п.23 Инструкции о сроках подготовки аттестационных материалов.

Характеристика педагогического работника:

  • Характеристика педагогического работника должна быть составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к характеристике специалиста квалификационной категории. Характеристика должна отражать объём и виды деятельности аттестуемого педагога в данном учреждении, уровень профессиональной компетентности, результативность педагогической деятельности, коммуникативные и личные профессионально значимые качества аттестуемого педагога.
  • Необходимо соблюдать общие требования к характеристике, как к документу (отражены ли недостатки и пути их устранения, даны ли рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства и т.д.).
  • Характеристика должна быть согласована с профсоюзным комитетом и подписана руководителем учреждения образования.
  • Не позднее, чем за неделю до аттестационного собеседования, аттестуемый должен быть ознакомлен с характеристикой и не позднее, чем за две недели до начала аттестации в случае прохождения аттестации в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа (ч.ч.3, 4 п.23 Инструкции).

Протокол аттестационного собеседования:

  • Нумерация протоколов возобновляется с началом периода работы аттестационной комиссии.
  • Протоколы заседаний аттестационной комиссии ведутся от первого лица в прошнурованной, пронумерованной книге, скреплённой подписью руководителя и печатью учреждения, или в соответствии с «Требованиями к оформлению документов, изготовленных с помощью технических средств» постановления Министерства юстиции Республики Беларусь 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь» (гл. 6, гл.7 п.108, п.110) (далее – Инструкция по делопроизводству).
  • Протоколы подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии (п.57 Инструкции по делопроизводству).
  • Протоколы аттестационного собеседования должны отражать полную картину процедуры аттестационного собеседования.
  • При обсуждении аттестационных материалов должны сопоставляться оценочные действия администрации, членов комиссии и аттестуемого. В протокол необходимо включать выводы об эффективности работы, обсуждение путей самосовершенствования, совершенствования педагогической деятельности, перспектив профессионального роста и повышения квалификации аттестуемого.

Аналитические материалы изучения деятельности аттестуемого:

  •  cведения о прохождении предыдущей аттестации и принятом решении;

  • материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за 2-3 года, 5 лет в динамике: уровень индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников (победители и призеры олимпиад, конкурсов и т.д.), «продукты» труда педагога (авторские программы, методические материалы, публикации, участие в семинарах, конференциях, конкурсах);

  • диагностика уровня обученности обучающихся, аналитическая оценка полученных результатов;

  • материалы анализа учебных занятий, внеклассных мероприятий с выводами и рекомендациями;

  • результаты анкетирования обучающихся, коллег, родителей.

Алгоритм составления аналитической справки по итогам изучения педагогической деятельности аттестуемого:

1.Вводная часть:

— предмет изучения;

-сроки изучения;

-тема проверки;

-цель и программа проверки;

-объём проделанной работы;

2.Аналитическая часть

-общая характеристика вопроса, изучаемого в ходе проверки;

-достоинство и недостатки его решения;

-факторы, условия, причины появления положительных и отрицательных сторон педагогической деятельности. Установление причинно-следственных связей, обеспечивающих результаты деятельности педагогического работника.

3.Заключительная часть (обобщение):

-обобщение результатов анализа; выводы;

-конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;

-сроки и формы подведения итогов.

Руководитель УО        подпись           расшифровка подписи

Дата составления справки.

Подпись аттестуемого и дата ознакомления.

Выписка из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

Изучение педагогической деятельности

  Программа (план) изучения деятельности аттестуемого составляется исходя из требований квалификационных характеристик и критериев. В ней необходимо конкретно прописывать мероприятия и сроки их выполнения, ответственных. Данные материалы должны отражать результативность работы педагога с момента предыдущей аттестации, характеризовать динамику роста профессиональной компетентности, результаты психологического сопровождения (коммуникативная культура аттестуемого). Необходимо строго соблюдать сроки подготовки аттестационных материалов (ч.5 п.23 Инструкции).

Аналитическая справка является важным итоговым документом выполнения программы (плана) изучения деятельности аттестуемого педагогического работника. 

Аттестационное собеседование

1. Примерный алгоритм аттестационного собеседования:

а) заслушать характеристику аттестуемого;

б) заслушать аттестуемого;

в) оценку педагогической деятельности аттестуемого дают члены аттестационной комиссии;

г) обсудить аттестационные материалы;

д) внести предложения по итогам аттестации;

е) принять решения по итогам аттестации.

2. Аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории проходит в форме аттестационного собеседования. Аттестации проводится не более одного раза в пять лет (ч.5 п.5 Инструкции).

3. Аттестационное собеседование не проводится для педагогических работников, не сдавших квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», высшей квалификационной категории.

4. Аттестационное собеседование нельзя переносить на следующий период работы аттестационной комиссии.

5. Аттестационное собеседование проводится строго в соответствии с графиком. Обсуждение аттестационных материалов проходит в присутствии аттестуемого педагогического работника и подробно фиксируется протокольной записью.

По каждому аттестуемому принимается персональное решение путём открытого (тайного) голосования. Решение является правомерным при наличии не менее чем 2/3 членов комиссии и если за него проголосовало более 50% присутствующих. При равном количестве голосов решение принимается в пользу аттестуемого.

Результаты аттестации объявляются работнику после голосоавния (ч.2п.50 Инструкции).

6. Решение аттестационной комиссии в пятидневный срок оформляется приказом руководителя УО, а в случаях, предусмотренных ч.1 п.15 Инструкции, руководителя соответствующего отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа и вступает в силу со дня подписания приказа.

7. По итогам аттестации (приказ руководителя УО) производится в трудовой книжке в графе «Сведения о работе» запись о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории.

8. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории не ранее чем через год после принятия решения об отказе в присвоении квалификационной категории, снижении или отмене, также в случае, предусмотренном ч.2 п.29 Инструкции (п.52 Инструкции).

9. При нарушении процедуры аттестации педагогический работник в десятидневный срок со дня ознакомления с решением аттестационной комиссии имеет право обратиться в аттестационную комиссию отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.

10. При выявлении нарушения процедуры аттестации аттестационная комиссия отдела образования, сорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа имеет право отменить решение аттестационной комиссии УО и в месячный срок со дня обращения аттестуемого провести повторную аттестацию работника, в отношении которого были допущены нарушения.

Квалификационный экзамен

ГУО «Академия последипломного образования» осуществляет организационно-методическое сопровождение квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» по направлениям педагогической деятельности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.